iером. Серафимъ РПЦЗ(В)

Го́споди Iису́се Хрiсте́, Сы́не и Сло́ве Бо́жiй, Богоро́дицы ра́ди, поми́луй мя.

Previous Entry Share Next Entry
«Посланія Святѣйшаго Патріарха Тихона» часть 2-ая.
oseraphim
       Этотъ миръ, прину́жденно подписанный отъ имени Рускаго Народа, не приведетъ къ братскому сожительству народовъ. Въ немъ нѣтъ залоговъ успокоенія и примиренія, въ немъ посѣяны сѣмена злобы и человѣконенави́стничества. Въ немъ зародыши новыхъ войнъ и золъ для всего человѣчества. Можетъ ли примириться Рускій Народъ съ своимъ униженіемъ? Можетъ ли онъ забыть разлученныхъ отъ него по крови́ и Вѣрѣ братьевъ? И Православная Церковь, которая не могла бы не радоваться и не возносить благодарственнаго моленія Господу Богу за прекращеніе кровопролитія, не можетъ теперь иначе, какъ съ глубокой скорбью, взирать на эту видимость мира, который не лучше войны.
       Къ тебѣ же, обольщенный, несчастный Рускій Народъ, сердце мое горитъ жалостію до смерти. Оскудѣ́ша о́чи мои́ въ слеза́хъ, смути́ся се́рдце мое́ (Плачъ Іереміи 2 гл., 11 ст.), при видѣ твоихъ тяжкихъ страданій, въ предчувствіи еще бóльшихъ скорбе́й. Не радоваться и торжествовать по поводу мира призываемъ мы васъ, Православные люди, а горько каяться и молиться предъ Господомъ.
       Бра́тіе! Настало время покаянія; наступили Святые дни Великаго Пос-
       
та. Очиститесь отъ грѣховъ своихъ, опомнитесь, перестаньте смотрѣть другъ на друга, какъ на враговъ, и раздѣлять Родную страну на враждующіе ста́ны. Всѣ мы – братья и у всѣхъ насъ одна Мать – родная Руская Земля и всѣ мы чада одного Отца Небеснаго, Котораго молимъ: О́тче нашъ, оста́ви намъ до́лги на́ша, я́ко же и мы оставля́емъ должнико́мъ на́шимъ.
       Предъ лицемъ страшнаго, свершающагося надъ страной нашею суда Божія, соберемся всѣ вокругъ Хрiста и Святой Его Церкви. Будемъ молить Господа, чтобы смягчилъ Онъ сердца́ наша братолюбіемъ и укрѣпилъ ихъ мужествомъ, чтобы Самъ Онъ дарова́лъ намъ муже́й разума и совѣта, вѣрныхъ велѣніямъ Божіимъ, которые исправили бы содѣянное злое дѣло, возвратили отторгнутыхъ и собрали расточе́нныя.
       Взываю ко всѣмъ вамъ, Архипастыри, пастыри, сыны́ мои и дще́ри о Хрiстѣ: спѣшите съ проповѣдью покаянія, съ призывомъ къ прекращенію братоубійственныхъ распрей и раздоровъ, съ призывомъ къ миру, тишинѣ, къ труду, любви и единенію.
       Убѣждайте всѣхъ усердно молиться Господу, да отвратитъ Онъ праведный гнѣвъ Свой, грѣхъ нашихъ ради на ны движимый, да укрѣпитъ нашъ разслабленный духъ и да возставитъ насъ отъ тяжкаго унынія и крайняго паденія. И милосердый Господь сжалится надъ грѣшной Руской Землей и помилуетъ ее ради Святыхъ Угодни- ковъ Божіихъ наипа́че же Заступницы усердной рода Хрiстіанскаго, молитвами ко́ихъ да снизойде́тъ на Васъ благословеніе Божіе. Аминь. Тихонъ, Патріархъ Московскій и всея Росіи. 5 (18) Марта 1918 года. Москва.
       Источникъ: «Посланіе Святѣйшаго Патріарха». // «Церковныя Вѣ́домости, издаваемыя при Святѣ́й- шемъ Правительствующемъ Сνнодѣ. Еженѣдельное изданіе съ прибавленіями». № 7-8; 9-10. 2(15); 16(29) Марта 1918 года. – Пг.: Тνпографія М. П. Фроловой (влад. А. Э. Коллинсъ), 1918. – С. 30-32; 49-51.

       
ПОСЛАНІЕ
Святѣйшаго Патріарха Тихона Совѣту Народныхъ Комиссаровъ
по случаю первой годовщины октябрьской революціи отъ 13/26 Октября 1918 года.
Отъ Святѣ́йшаго Патріарха Тихона Совѣту Народныхъ Комиссаровъ.
       Всѣ взя́вшіе мечь, мече́мъ поги́бнутъ (Мѳ. 26:52).
       Это пророчество Спасителя обращаемъ мы къ вамъ, нынѣшніе вершители су́дебъ нашего Отечества, называющіе себя «народными» комиссарами. Цѣлый годъ де́ржите вы въ рукахъ своихъ государственную власть и уже собираетесь праздновать годовщину октябрьской революціи, но рѣка́ми про́литая кровь братьевъ нашихъ, безжалостно убитыхъ по вашему призыву, вопіетъ къ Небу и вынуждаетъ насъ сказать вамъ горькое слово правды.
       Захватывая власть и призывая народъ довѣриться вамъ, какія обѣщанія давали вы ему и какъ исполнили эти обѣщанія?
       Поистинѣ, вы дали ему камень вмѣсто хлѣба и змѣю вмѣсто рыбы (Мѳ. 7:9-10). Народу изнуренному кровопролитной войной, вы обѣщали дать миръ «безъ анне́ксій и контрибу́цій».
       Отъ какихъ завоеваній могли отказаться вы, приве́дшіе Росію къ позорному миру, унизительныя условія котораго даже вы сами не рѣшались обнародовать полностью? Вмѣсто анне́ксій и контрибу́цій, великая наша Родина завоевана, ума́лена, расчленена́ и въ уплату наложенной на нее дани вы тайно вывозите въ Германію не вами накопленное золото.
       Вы отня́ли у воиновъ все, за что они прежде доблестно сражались. Вы научили ихъ, недавно еще храбрыхъ и непобѣдимыхъ, оставить защиту Родины, бѣжать съ поле́й сраженія. Вы угасили въ сердцахъ воодушевлявшее ихъ сознаніе, что бо́льше сія́ любви́ никто́ не и́мать, да кто ду́шу свою́ положи́тъ за дру́ги своя́ (Ін. 13:15). Отечество вы подмѣнили бездушнымъ интернаціоналомъ, хотя сами отлично знаете, что, когда дѣло касается защиты Отечества, пролетаріи всѣхъ странъ являются вѣрными его сына́ми, а не предателямя.
       Отказавшись защищать Родину отъ внѣшнихъ враговъ, вы, однако, безпрерывно набираете войска́.
       Противъ кого вы ихъ ведете?
       Вы раздѣлили весь народъ на враждующіе между собою стра́ны и ввергли его въ небывалое по жестокости братоубійство. Любовь Хрiстову вы открыто замѣнили ненавистью, и, вмѣсто мира, искуссно разожгли классовую вражду. И не предвидится конца порожденной вами войнѣ, такъ вы стремитесь руками Рускихъ рабочихъ и крестьянъ доставить торжество призраку міровой революціи.
       Не Росіи нуженъ былъ заключе́нный вами позорный миръ съ внѣшнимъ врагомъ, а вамъ задумавшимъ окончательно разрушить внутренній миръ. Никто не чувствуетъ себя въ безопасности; всѣ живутъ подъ постояннымъ страхомъ обыска, грабежа, выселенія, ареста, разстрѣла. Хватаютъ сотнями беззащитныхь, гноятъ цѣлыми мѣсяца́ми въ тю́рьмахъ, казнятъ смертію часто безъ всякаго слѣдствія и суда. Казнять не только тѣхъ, которые передъ вами въ чемъ либо провинилисъ, но и тѣхъ, которые даже предъ вами завѣ́домо ни въ чемъ не виновны, а взяты лишь въ качествѣ «заложниковъ»; этихъ несчастныхъ убиваютъ въ отме́стку за преступленія, совершенныя лицами, не только имъ не единомышленными, а часто вашими же сторонниками или близкими вамъ по убѣжденіямъ. Казнятъ Епископовъ, священниковъ, монаховъ и монахинь, ни въ чемъ неповинныхъ, а просто по огульному обвиненію въ какой то расплывчатой и неопредѣленной контръ-революціонности. Безчеловѣчная жизнь отягчается для Православныхъ лишеніемъ послѣдняго предсмертнаго утѣшенія – напу́тствія Свв. Тайнами, а тѣла убитыхъ не выдаются родственникамъ для Хрiстіанскаго погребенія.
       Но есть ли это верхъ безцѣльной жестокости со стороны тѣхъ, которые выдаютъ себя благодѣтелями человѣчества и будто бы сами когда то много претерпѣли отъ жестокихъ властей.
       Но вамъ мало, что вы обагрили руки Рускаго Народа его братскою кровью, прикрываясь различными названіями контрибу́цій, реквизи́цій, и націонализа́цій, вы толкнули его на самый открытый и беззастѣнчивый грабежъ. По вашему науще́нію разграблены или о́тняты зе́мли, усадьбы, заводы, фабрики, дома́, скотъ; грабятъ деньги, вещи, мебель, одежду.   С н а ч а л а   подъ именемъ «буржуевъ», грабили людей состоятельныхъ, потомъ, подъ именемъ «кулаковъ» стали уже грабить и болѣе зажиточныхъ и трудолюбивыхъ крестьянъ, умножая такимъ образомъ, нищихъ, хотя вы не можете не сознавать, что съ разореніемъ великаго множества отдѣльныхъ гражданъ уничтожается народное богатство и разоряется сама страна.
       Соблазнивъ темный и невѣжественный народъ возможностью легкой и безнаказанной наживы, вы отуманили его совѣсть и заглушили въ немъ сознаніе грѣха; но какими бы названіями не прикрывались злодѣянія, – убійство, насиліе, грабежъ всегда останутся тяжкими и вопіющими къ Небу объ отомщеніи грѣхами и преступленіями.
       Великое благо – свобода, если она правильно понимается, какъ свобода отъ зла не стѣсняющая другихъ, не переходящая въ произволъ и своеволіе. Но такой то свободы вы и не дали; во всяческомъ потворствѣ ни́зменнымъ страстя́мъ толпы, въ безнаказанности убійствъ и грабеже́й заключается даро́ванная вами свобода. Всѣ проявленія какъ истинной гражданской, такъ и высшей свободы человѣчества подавлены вами безпощадно. Это ли свобода, когда никто безъ особаго разрѣшенія не можетъ провезти себѣ пропитаніе, наня́ть квартиру, переѣхать изъ города въ городъ? Это ли свобода, когда семьи, а иногда населеніе цѣлыхъ домовъ выселяются и имущество выкидывается на улицу, и когда граждане искусственно раздѣлены на разряды, изъ которыхъ нѣкоторые о́тданы на голодъ и на разграбленіе. Это ли свобода, когда никто не можетъ высказать открыто свое мнѣніе, безъ опасенія попасть подъ обвиненіе въ контръ-революціи. Гдѣ свобода слова и печати, гдѣ свобода Церковной проповѣди? Уже заплатили своею кровію мученичества многіе смѣлые Церковные проповѣдники; голосъ общественнаго и государственнаго обсужденія и обличенія заглушенъ; печать кромѣ узко-большевистской, задушена совершенно.
       Особенно больно и жестоко нарушеніе свободы въ дѣлахъ Вѣры. Не проходитъ дня, чтобы въ органахъ вашей печати не помѣщались самыя чудовищныя клеветы́ на Церковь Хрiстову и Ея служителей, злобныя богохульства и кощунства. Вы глумитесь надъ служителями Алтаря, заставляете Епископовъ рыть окопы (Епископъ тамбовскій Гермогенъ) и посылаете священниковъ на грязныя работы. Вы наложили свою руку на Церковное достояніе, со́бранное поколѣніями вѣрующихъ людей и не задумались нарушить ихъ посмертную волю. Вы закрыли рядъ монастырей и домовы́хъ церкве́й, безъ всякаго къ тому повода и причины. Вы закрыли доступъ въ Московскій Кремль – это Священное достояніе всего вѣрующаго народа. Вы разрушаете иско́нную форму Церковной общины – приходъ, уничтожаете братства и другія Церковно-благотворительныя просвѣтительныя учрежденія, разгоняете Церковно-епархіальныя собранія, вмѣшиваетесь во внутреннее управленіе Православной Церкви. Выбрасывая изъ школъ Священныя изображенія и запрещая учить въ школахъ дѣтей Вѣрѣ, вы лишаете ихъ необходимой для Православнаго воспитанія духовной пищи.
       И что же еще́ скажу. Не доста́нетъ мнѣ вре́мени (Евр. 11:32), чтобы изобразить всѣ тѣ бѣды, какія постигли Родину нашу. Не буду говорить о распадѣ нѣ́когда великой и могучей Росіи, о полномъ разстройствѣ путей сообщенія, о небывалой продовольствонной разрухѣ, о голодѣ и холодѣ, которые грозятъ смертью въ городахъ, объ отсутствіи нужнаго для хозяйства въ деревня́хъ. Все это у всѣхъ на глазахъ. Да, мы переживаемъ ужасное время вашего владычества и долго оно не изгладится изъ души народной, омрачивъ въ ней образъ Божій и запечатлѣвъ въ ней образъ звѣря. Сбываются слова Пророка: Но́ги ихъ бу́дутъ ко злу и они́ спѣша́тъ на проли́тіе неви́нной кро́ви, мы́сли ихъ – мы́сли нечести́выя, опустоше́нія и ги́бель на стезя́хъ ихъ (Ис. 59:7).
       Мы знаемъ, что наши обличенія вызовутъ въ васъ только злобу и негодованіе и что вы будете искать въ нихъ лишь повода для обвиненія Насъ въ противленіи власти: но чѣмъ выше будетъ подниматься «столпъ злобы» вашей, тѣмъ вѣрнѣ́йшимъ будетъ то свидѣтельствомъ справедливости нашихъ обличеній.
       Не ваше дѣло судить о земной власти! всякая власть отъ Бога допущенная привлекла на себя Наше благословеніе, еслибы она воистину явилась Бо́жіимъ слуго́ю на бла́го подчиненныхъ и была стра́шная не для до́брыхъ дѣлъ, а для злыхъ (Рим. 13:34). Нынѣ же къ вамъ, употребляющимъ власть на преслѣдованіе ближнихъ и истребленіе невинныхъ, простираемъ Мы наше слово увѣщанія: отпразднуйте годовщину своего пребыванія у власти освобожденіемъ заключенныхъ, прекращеніемъ кровопролитія, насилія, разоренія, стѣсненія Вѣры; обратитесь не къ разрушенію, а къ устрое́нію порядка и законности, дайте народу жела́нный и заслуженный имъ отдыхъ оть междоусобной брани. А иначе взы́щется отъ васъ вся́кая кровь пра́ведная, ва́ми пролива́емая (Лк. 11:51) и отъ меча погибнете сами вы, взявшіе мечь (Мѳ. 26:52)». Тихонъ, Патріархъ Московскій и всея Росіи. 13/26 Октября 1918 г.
       Источникъ: «Посланіе Святѣйшаго Патріарха Тихона». // «Православный приходской листокъ». Изданіе Рускаго Свято-Николаевскаго Каѳедральнаго собора въ Нью-Іоркѣ, № 9. Сентябрь 1919 года. – 4 с.

ПОСЛАНІЕ
къ Епископамъ Грузинскаго Экзарха́та, отдѣлившимся отъ Руской Православной Церкви.
       Т
ихонъ, Божіею Милостью Патріархъ Московскій и всея́ Росіи.
       Преосвященные Епископы бывшій По́лоцкій и Ви́тебскій Киріо́нъ, Гурíйско-Мингре́льскій Леонидъ, Имерети́нскій Георгій, Горíйскій Антоній и Алаве́рдскій Пирръ! Богъ ми́ра да бу́детъ со всѣ́ми ва́ми (Рим. 15:33).
       Священнымъ для себя до́лгомъ почитаемъ обрататься къ вамъ со словомъ правды и любви.
       Болѣе ста лѣтъ прошло съ тѣхъ поръ, какъ единовѣрная Грузія, какъ въ государственномъ, такъ и въ Церковномъ отношеніи, соединилась съ Росіей подъ одною общею и Гражданскою и Церковною Властію. И такое присоединеніе Грузіи къ Росіи въ теченіе цѣлаго столѣтія не вызывало никакихъ возраженій, особенно въ отношеніи Высшей Церковной Власти, безспорно принадлежавшей Російскому Святѣ́йшему Сνноду. Напротивъ, въ распоряженіи Святѣ́йшаго Сνнода имѣется много данныхъ, исходящихъ и отъ Грузинскаго Народа, для доказательства благопло́дности его управленія въ епархіяхъ Закавказья. Самимъ Грузинскимъ духовенствомъ, въ лицѣ Преосвяшеннаго Киріо́на, нынѣ «грузинскаго католико́са»; въ его «Краткой Исторіи Грузинской Церкви въ XIX столѣтіи» засвидѣтельствовано, что присоединеніе Грузіи къ Росіи послужило источникомъ возрожденія находившейся въ упадкѣ Церковной жизни въ Грузіи. Лишь въ 1905 г. обнаружились попытки къ возстановленію Автокефа́ліи Грузинской Церкви, и вамъ, Преосвященные Епископы, хорошо извѣстно, что въ 1906 г. Святѣйшій Сνнодъ постановилъ перенести на обсужденіе предстоявшаго Помѣстнаго Собора Руской Церкви, наряду со многими предметами изъ области Высшаго Церковнаго Управленія, и вопросъ о Грузинской Автокефаліи, который, по каноническому порядку, и долженъ быть рѣшенъ только Соборомъ Православной Руской Церкви. Но въ путяхъ Божественнаго Промысла время созва́нія Помѣстнаго Собора Руской Церкви было предначе́ртано лишь въ 1917 году. И слава и благодареніе Господу! – Священный Соборъ Руской Церкви въ составѣ цѣлаго со́нма Іерарховъ, представителей кли́ра и міря́нъ отъ всѣхъ епархій собрался и совершилъ, съ помощью Божіей, многія важныя дѣя́нія и, въ частности, возстановилъ Патріаршество въ Руской Церкви и совершилъ наше избраніе на Патріаршій Престолъ Московскій и всея́ Росіи. На сей Священный Всеросійскій Соборъ, по силѣ обнаро́дованнаго положенія о его созы́вѣ, приглашались и Епископы Гурíйско-Мингре́льскій и Имерети́нскій вмѣстѣ съ другими представителями Кавказскихъ епархій, но, къ великому нашему сожалѣнію, они уклонились отъ участія въ дѣя́ніяхъ Собора, какъ и вообще всѣ вы, Преосвященные Епископы, вмѣсто того, чтобы принести свои пожеланія и стремленія къ самостоятельности въ Церковномъ отношеніи на судъ Всеросійскаго Священнаго Собора и, оставаясь въ единеніи Вѣры и Любви съ Православною Рускою Церковью, ожидать Ея Соборнаго рѣшенія, порвали съ Нею всякія сноше́нія вопреки Каноническимъ правиламъ и совершили цѣлый рядъ самочи́нныхъ дѣя́ній.
       Еще 12 Марта 1917 года, вы «Епископы, кли́ръ Церковный и представители міря́нъ; собравшись въ Мцхе́тѣ, въ Католико́сскомъ всея́ Грузіи храмѣ Двѣнадцати Апостоловъ, – какъ говорится въ одномъ составленномъ вами документѣ, – единогласно и единодушно постановили – съ этого момента считать возстано́вленнымъ Автокефальное Церковное управленіе Грузіи и, пока произведены будутъ Каноническіе выборы Католико́са Грузинской Церкви, Мѣстоблюстителемъ его назначить Преосвященнаго Леонида, Епископа Гурíйско-Мингре́льскаго, и при немъ для управленія Церковію, подъ его предсѣда́тельствованіемъ, учреди́ть Временное Управленіе Грузинской Церкви въ составѣ духовныхъ и свѣтскихъ лицъ». Тогда же вы заявили Экза́рху Грузіи, Архіепископу Картали́нскому и Кахети́нскому Платону, что онъ «юридически и фактически перестаетъ быть Экза́рхомъ Грузіи, Архіепископомъ Картали́нскимъ и Кахети́нскимъ, и лишается права распоряжаться Грузинскими епархіями». Порвавъ Каноническія отношенія съ Православною Рускою Церковью, вы поспѣшили исхлопота́ть у Временнаго Правительства особое постановленіе отъ 27 Марта относительно Автокефаліи Грузинской Церкви. И хотя въ этомъ Постановленіи было сказано, что Временное Правительство не касается Канонической стороны возстановленія Автокефаліи Грузинской Церкви и выражаетъ твердую увѣренность, что «закрѣпленіе Церковно-Каноническихъ основъ акта самоопредѣленія Грузинской Церкви» совершится «въ духѣ Церковнаго мира и любви, по сношеніи Церкви Грузинской съ Православною Рускою Церковью», вы, однако, продолжали пребывать внѣ всякаго общенія съ Рускою Церковью, не признавали канонической надъ собою власти Святѣйшаго Сνнода и дѣйствовали съ полнымъ пренебреженіемъ къ Рускому Церковному представительству въ Закавказьѣ. Одновре́менно вами допускались разныя нарушенія Церковнаго порядка въ епархіяхъ съ Рускимъ Православнымъ населеніемъ и по отношенію къ та́мошнимъ Рускимъ дѣ́ятелямъ на поприщѣ управленія и просвѣщенія и совершались захваты принадлежащаго Рускимъ учрежденіямъ имущества. Ваши неканоническія дѣйствія завершились 8 Сентября избраніемъ Епископа Руской Церкви, Преосвященнаго Киріо́на, Католико́сомъ всея́ Грузіи, открытіемъ новыхъ Митрополи́чьихъ и Епископскихъ каѳедръ и возведеніемъ на нихъ подчиненныхъ Святѣйшему Сνноду Епископовъ и архимандритовъ.
       Вотъ тѣ печальныя событія, которыя послужили основаніемъ раздѣленія въ Руской Церкви, со́здали отчужденіе закавказскихъ епархій отъ Высшей Церковной Власти въ нашемъ Отечествѣ, породи́ли Церковную смуту и великій Церковный соблазнъ и наполнили души всѣхъ преданныхъ сыно́въ Православной Церкви великою скорбію. Ибо всѣ эти дѣя́нія надлежи́тъ признать противоканоническими и весьма опасными для Церковнаго благочи́нія и порядка. И вы, Преосвященные Епископы, не можете въ глубинѣ своего сознанія найти оправданіе вашимъ неканоническимъ дѣя́ніямъ. Прежде всего всѣ вы получили хирото́нію по избранію Святѣйшаго Сνнода и отъ Рускихъ Іерарховъ, всѣ вы были Архипастырями Руской Церкви и дали при хиротоніи клятвенное обѣщаніе подчиняться и повиноваться Ея Власти. Какъ же вы исполнили данное вами торжественное обѣщаніе? – Вы измѣнили своей присягѣ, нарушили обязанность Церковнаго послушанія и созда́ли раздѣленіе въ Церкви. Будучи викаріями или полусамостоя́тельными Епископами, вы отвергли власть своего Киріа́рха, Архіепископа Картали́нскаго и Кахети́нскаго Платона, уклонились отъ повиновенія ему, самочинно прекратили возгла́шать его имя за Богослуженіемъ; безъ разрѣшенія Святѣйшаго Сνнода и своего Киріа́рха вы созва́ли Церковный соборъ, самовольно вторглись въ Церковную область, подчиненную вашему Киріарху, совершали внѣ предѣловъ своихъ епархій рукоположенія и верши́ли другія Церковныя дѣла. Всѣ такія дѣйствія осуждаются Канонами Вселенской Церкви. Именно, 2-е правило II Вселенскаго Собора ясно говоритъ: «Не бывъ приглашены́, Епископы да не приходятъ за предѣлы своея́ области для рукоположенія, или какого либо другого Церковнаго распоряженія». О томъ же повелѣваетъ и 9-е правило Антіохійскаго Собора: «Въ каждой области Епископамъ до́лжно вѣ́дати Епископа, въ Митрополіи нача́льствующаго, и имѣющаго попеченіе о всей области, такъ какъ въ Митрополію отовсюду стекаются всѣ, имѣющіе дѣла. Посему́ разсуждено́, чтобы онъ и честію преиму́ществовалъ, и чтобы прочіе Епископы ничего особенно важнаго не дѣлали безъ него, по дре́вле при́нятому отъ Оте́цъ нашихъ правилу, кромѣ того то́кмо, что относится до епархіи, принадлежащія каждому изъ нихъ, и до селеній, состоящихъ въ ея предѣлахъ. Ибо каждый Епископъ имѣетъ власть въ своей епархіи, и да управляетъ ею, съ прили́чествующею каждому осмотри́тельностію, и да имѣетъ попеченіе о всей странѣ, состоящей въ зависимости отъ его града, и да поставля́етъ пресвитеровъ и діаконовъ и да разбираетъ всѣ дѣла съ разсужденіемъ. Далѣе же да не покушается что либо творити безъ Епископа Митрополіи, а также и сей безъ согласія прочихъ Епископовъ». 13-е правило Антіохійскаго Собора устанавливаетъ взаимныя отношенія Епископовъ и ихъ Киріарха: «Ни кото́рый Епископъ да не дерза́етъ изъ еди́ныя епархіи переходити въ другую, ни поставля́ти кого либо въ церкви ея для совершенія священнослуженія, ниже́ приво́дити съ собою другихъ; развѣ прибу́детъ, бывъ при́званъ Грамотами Митрополита и су́щихъ съ нимъ Епископовъ, въ область которыхъ прихо́дитъ. А́ще же никѣ́мъ не бывъ при́званъ, внѣ порядка пойдетъ для рукоположенія нѣкоторыхъ, и для устрое́нія Церковныхъ дѣлъ, до него не принадлежащихъ: то все содѣ́янное имъ да будетъ недѣйствительнымъ: и онъ за безчиніе свое и за безразсудное начинаніе, да понесетъ приличное наказаніе чрезъ немедленное изверженіе изъ своего чина Святымъ Соборомъ». И Соборъ не можетъ быть со́званъ безъ разрѣшенія Киріарха. 16-е правило Антіохійскаго Собора говоритъ: «Соверше́нный Соборъ есть тотъ, на которомъ присутствуетъ съ прочими (Епископами) и Митрополитъ» (Ср. 8-е правило VI Всел. Собора). Кромѣ того 35-е правило Святыхъ Апостоловъ повелѣваетъ: «Епископъ да не дерза́етъ внѣ предѣловъ своея́ епархіи твори́ти рукоположенія во гра́дѣхъ и се́лахъ, ему не подчиненныхъ. Иначе да будетъ изверженъ и онъ и постано́вленный отъ него». Кромѣ того 14-е правило Двукратнаго Собора предписываетъ: «А́ще который Епископъ, поставля́я предлогомъ вину́ своего Митрополита, прежде Соборнаго разсмотрѣнія, отступитъ отъ общенія съ нимъ, и не будетъ возносити имя его, по обычаю, въ Божественномъ Тайнодѣ́йствіи: о таково́мъ Святы́й Соборъ опредѣлилъ: да будетъ низло́женъ, а́ще то́кмо обличенъ будетъ, я́ко отступилъ отъ своего Митрополита, и сотворилъ расколъ. Ибо каждый долженъ вѣ́дати свою мѣру: и ниже́ пресви́теръ да не пренебрегаетъ своего Епископа, ниже́ Епископъ своего Митрополита».
       Такимъ образомъ, вы, созва́вши Соборъ безъ вѣ́дома и согласія Святѣйшаго Сνнода и вашего Киріарха и вторгнувшись въ предѣлы не подчиненной вамъ Церковной области, подвергли себя осужденію Церковныхъ Каноновъ.
       Ваше заблужденіе состоитъ и въ томъ, что вы провозгласили Церковную Автокефалію по способу, который совершенно уклоняется отъ Каноническаго порядка, установившагося во Вселенской Церкви въ дѣлахъ подобнаго рода.
       По Каноническому порядку требуется согласіе и разрѣшеніе Киріарха́льной Церкви на Автокефалію другой Помѣстной Церкви, Которая подчинялась прежде Ея юрисдикціи. Обыкновенно Та Церковь, Которая ищетъ независимости, обращается съ просьбою къ Киріарха́льной Церкви и, на основаніи данныхъ политическаго и Церковнаго характера, испрашиваетъ Ея согласія на полученіе Автокефаліи. Просьба обращается отъ имени какъ Церковной и Гражданской власти страны, такъ и отъ народа, съ ясно выраженнымъ заявленіемъ о всеобщемъ и единодушномъ желаніи получить Церковную независимость. Такъ было въ Греціи, Сербіи и Румыніи, но не такъ было въ Болгаріи, гдѣ возникла хорошо́ намъ извѣстная схи́зма, и, къ сожалѣнію, не такъ было и въ Закавказьѣ въ 1917 году.
       Каноническій порядокъ еще требуетъ, чтобы Киріарха́льная Церковь на Своемъ Соборѣ добровольно и на основаніи положительныхъ и безспорныхъ данныхъ признала правильнымъ и законнымъ ходатайство того или иного Народа или области о Церковной независимости, обсудила его во всѣхъ подробностяхъ и путемъ Соборнаго рѣшенія провозгласила данную Церковную Автокефалію. Объ этомъ издается особое Соборное опредѣленіе, которое Киріархальною Церковью и сообщается Церкви, ищущей Автокефаліи. О томъ же Киріархальная Церковь особымъ Посланіемъ извѣщаетъ и всѣ Православныя Помѣстныя Автокефальныя Церкви, да́бы всѣ Онѣ вошли въ Каноническое общеніе съ новою Помѣстною Автокефальною Церковью. Вообще, только Соборъ Киріархальной Церкви можетъ даровать независимость той или иной Помѣстной Церкви, безъ Собора же Киріархальной Церкви всякіе акты провозглашенія Церковной независимости признаются недѣйствительными и не имѣющими Канонической силы. Въ этомъ состоитъ коренное требованіе Церковно-Каноническаго порядка и традиціи Вселенской Православной Церкви. Если это требованіе не соблюдается, Церкви угрожаетъ схизма. Церковная Автокефалія не можетъ быть пріобрѣтена ни въ силу Соборнаго опредѣленія только Той Церкви, Которая ищетъ Автокефаліи, ни въ силу постановленія Гражданской власти. Такъ, Церкви Элладская и Румынская, первоначально объявившія свою независимость лишь по опредѣленію мѣстныхъ Соборовъ, должны были потомъ искать своей Автокефаліи лишь отъ Константинопольской Церкви. Съ другой стороны, Султанскій фирманъ 1870 года не далъ Болгарской Церкви общепри́знанной во Вселенской Церкви Автокефаліи. И было бы ошибкою полагать, что Грузинская Церковь, какъ имѣвшая до присоединенія Грузіи къ Росіи независимость, находится на особомъ и исключительномъ положеніи въ дѣлѣ возстановленія Своей Автокефаліи. И Церкви Сербская и Болгарская прежде были независимы, однако въ XIX вѣкѣ онѣ, какъ потерявшія свою древнюю Автокефалію и находившіяся подъ юрисдикціей Константинопольской Церкви, искали Своей независамости отъ Этой послѣдней, – одна Каноническимъ порядкомъ, а другая противоканоническимъ. И епархіи Закавказья, какъ болѣе столѣтія входившія въ составъ Руской Церкви, должны въ дѣлѣ пріобрѣте́нія независимости подчиниться общему Каноническому порядку. Объ этомъ говоритъ и Постановленіе Временнаго Правительства, на которомъ вы, Преосвященные Епископы, основываете Грузинскую Автокефалію. Но вы не только уклонились отъ духа мира и любви, но и нашли излишнимъ вступить въ сношенія съ Рускою Церковью по важнѣйшему Церковному вопросу.
       Указавъ ваши заблужденія и ошибки, предлагаемъ вамъ, Преосвященные Епископы, подчиниться требованію Церковныхъ правилъ и, слѣдуя Каноническому порядку, явиться на Всеросійскій Священный Соборъ и, созна́въ свои заблужденія, преда́ть свои вожделѣ́нія объ Автокефальномъ устроеніи Грузинской Церкви на судъ сего Всеросійскаго Собора, да́бы вамъ не подвергнуться суду каноновъ и не подпасть великому и тяжкому грѣху отчужде́нія отъ Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.
       «Умоляемъ васъ, бра́тіе, именемъ Господа нашего Іисуса Хрiста: да не будетъ между нами раздѣленій и да будемъ всѣ мы соединены въ одномъ духѣ и въ однѣхъ мысляхъ» (1 Кор. 1:10). Станемъ на путь мира и взаимной любви и совмѣстно обсудимъ создавшееся положеніе. Пастыренача́льникъ Хрiстосъ и Ко́рмчій Церкви Святы́й Духъ да вразумятъ насъ найти на основаніи Каноновъ выходъ, пріе́млемый для насъ и для васъ, и устроить Церковную жизнь обо́ихъ Единовѣрныхъ Народовъ къ ихъ общей пользѣ и славѣ Божіей. Возлюбимъ другъ друга да единомы́сліемъ исповѣ́мы Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздѣльную. Смиренный Тихонъ, Патріархъ Московскій и всея Росіи. № 3. 29 Декабря 1917 г. Москва.
       Источникъ: «Посланіе Святѣйшаго Патріарха». // «Церковныя вѣдомости, издаваемыя при Святѣй- шемъ Правительствующемъ Сνнодѣ. Еженѣдельное изданіе съ прибавленіями». № 3-4. 31 Января 1918 года. – Пг.: Тνпографія М. П. Фроловой (влад. А. Э. Коллинсъ), 1918. – С. 1-2.

Слово въ Успенскомъ Соборѣ
Московскаго Кремля по приня́тіи же́зла Святителя Петра Митрополита, 21 Ноября 1917 года.
       У
строеніемъ Промышленія Божія, мое вхожденіе въ сей Соборный   П а т р і а р ш і й   храмъ Пречи́стыя Богоматери совпадаетъ со всечестны́мъ Праздникомъ Введе́нія во Храмъ Пресвяты́я Богородицы. «Сотвори́ Архіере́й Заха́рія вещь стра́нну и всѣмъ удиви́тельну, егда́ введе́ Отрокови́цу въ самую́ вну́тренную Ски́нію, во Свята́я Святы́хъ, сіе́ же сотвори́ по таи́нственному Бо́жіему науче́нію» (Четьи-Минеи 21 Ноября). Дивно для всѣхъ и мое – Божіимъ устрое́ніемъ – нынѣшнее вступленіе на Патріаршее мѣсто послѣ того, какъ свыше 200 лѣтъ стояло оно пу́сто. Многіе мужи́, сильные словомъ и дѣломъ,   с в и д ѣ́ т е л ь с т в о в а н н ы е   в ъ   В ѣ р ѣ,   – мужи́,   к о т о р ы х ъ   в е с ь   м і р ъ   н е   б ы л ъ   д о с т о и н ъ,   не получили, однако, осуществленія своихъ ча́яній о возстановленіи Патріаршества на Руси,   н е   в о ш л и   в ъ   п о к о й   Г о с п о д е н ь,   въ   О б ѣ т о в а́ н н у ю   З е м л ю,   куда направлены были ихъ святы́я помышленія,   и́ б о   Б о г ъ   п р о з р ѣ́ л ъ   н ѣ́ ч т о   л у ч ш е е   о насъ (Евр. 11:39-40).
       Но да не впаде́мъ отъ сего, братіе, въ гордыню. Одинъ мыслитель, привѣтствуя мое недостоинство, писалъ: «Можетъ быть дарова́ніе намъ Патріаршества, котораго не могли увидѣть люди,   б о л ѣ е   н а с ъ   с и л ь н ы е   и   д о с т о й н ы е,   служитъ указаніемъ проявленія Божіей милости именно   к ъ   н а ш е й   н е́ м о щ и,   к ъ   б ѣ д н о с т и   д у х о в н о й».   А по отношенію ко мнѣ самому дарова́ніемъ Патріаршества дается мнѣ чувствовать, какъ много отъ меня требуется, и какъ многаго до сего мнѣ не достае́тъ. И отъ сознанія сего священнымъ трепетомъ объемлется нынѣ душа моя.
       Подобно Давиду, и   я   м а л ъ   б ѣ х ъ   в ъ   б р а́ т і и   м о е́ й,   а   б р а́ т і и   м о и   –   п р е к р а с н ы   и   в е л и́ к и,   н о   Г о с п о д ь   б л а г о в о л и́ л ъ   и з б р а т ь   м е н я   (Пс. 151:1-5).   К т о   ж е   я,   Г о с п о д и,   Г о с п о д и,   ч т о   Т ы   т а к ъ   в о з в е л и ч и л ъ   м е н я,   Т ы   з н а е ш ь   р а б а   Т в о е г о,   и   ч т о   м о ж е т ъ   с к а з а т ь   Т е б ѣ.   И   н ы н ѣ   б л а г о с л о в и   р а б а   Т в о е г о   (2 Цар. 7:18, 20, 29).   Р а б ъ   Т в о й   с р е д и   н а р о д а   Т в о е г о,   с т о л ь   м н о г о ч и с л е н н а г о,   – да́руй же мнѣ   с е р д ц е   р а з у м н о е,   да́бы мудро руководить народомъ по пути спасенія (3 Цар. 3:8-9). Согрѣй сердце мое и   л ю б о в і ю   къ чадамъ Церкви Божіей и   р а с ш и р и́   е г о,   д а   н е   т ѣ́ с н о   б у д е т ъ   и м ъ   в м ѣ щ а т ь с я   в о   м н ѣ.   Вѣдь Архипастырское служеніе есть по преимуществу   с л у ж е н і е   л ю б в и.   Горохи́щное обрѣ́тъ овча́, Архипастырь подъе́млетъ е́ на ра́мена своя́.
       Правда, патріаршество возстанавливается на Руси въ грозные дни, среди бурь, раздирающихъ горы и сокрушающихъ скалы, среди огня и орудійной смертоносной пальбы. Вѣроятно, и само оно прину́ждено будетъ не разъ прибѣгать къ мѣрамъ преще́нія для вразумленія непокорныхъ и для возстановленія порядка Церковнаго. Но какъ въ древности Пророку Иліи́ явился Господь не въ бурѣ, не въ тру́сѣ, не въ огнѣ, а въ прохладѣ, въ вѣ́яніи тихаго вѣтерка, такъ и нынѣ на наши малодушные уко́ры: «Господи, сыны́ Російскіе оставили Завѣтъ Твой, разрушили Твои Жертвенники, стрѣляли по Храмамъ и Кремлевскимъ Святынямъ, избивали священниковъ Твоихъ», – слышится тихое вѣ́яніе слове́съ Божіихъ:   Е щ е   с е м ь   т ы с я ч ъ   м у ж е́ й   н е   п р е к л о н и л и   к о л ѣ н ъ   п р е д ъ   с о в р е м е н н ы м ъ   в а а́ л о м ъ   и   н е   и з м ѣ н и л и   Б о г у   И с т и н н о м у   (3 Цар. 19:10-12, 14, 18).
       И Господь какъ бы говоритъ мнѣ такъ: иди и разыщи тѣхъ, ради ко́ихъ еще пока стоитъ и держится Руская Земля. Но не оставляй и заблу́дшихъ овецъ, обреченныхъ на погибель, на закла́ніе, овецъ по-истинѣ жалкихъ. Паси ихъ, и для сего возьми жезлъ сей,   ж е з л ъ   б л а г о в о л е́ н і я   (Зах. 11:7). Съ нимъ потерявшуюся отыщи, у́гнанную возврати, пораженную перевяжи, больную укрѣпи, разжирѣ́вшую и буйную истреби, паси ихъ по правдѣ (Іез. 34:16).
       Въ семъ да поможетъ мнѣ Самъ Пастыреначальникъ, молитвами и предстательствомъ Пресвяты́я Богородицы и Святителей Московскихъ, Богъ да благословитъ всѣхъ васъ благодатію Своею. Аминь.
       Источникъ: «Священный Соборъ Православной Російской Церкви. Дѣя́нія». Книга IV: Дѣянія XLI-LI. – Изданіе Соборнаго Совѣта. – Пг., 1918. – С. 54-55.

Comments Disabled:

Comments have been disabled for this post.

?

Log in