iером. Серафимъ РПЦЗ(В)

Го́споди Iису́се Хрiсте́, Сы́не и Сло́ве Бо́жiй, Богоро́дицы ра́ди, поми́луй мя.

Previous Entry Share Next Entry
«Церковь-Организмъ и церковь-организація» часть 1-ая.
oseraphim
       16 Мая 1926 г. Преп. Ѳео́дора Освященнаго.
       Я осуетился, и залѣнился я очень, мои дорогіе. Сколько прошло времени отъ послѣдняго моего письма къ вамъ! А вѣдь иногда очень тянуло перекинуться словечкомъ, и все-таки не могъ взяться за перо, хотя мысленно не разъ бесѣдовалъ съ вами.
       На дняхъ я очутился въ желанномъ и давно иско́момъ сельскомъ уединеніи, и ничто не возбраняетъ теперь мнѣ возобновить общеніе съ вами. Сегодня я отстоялъ Утреню и Литургію, послѣ которой молился за Молебномъ Преподобнымъ Серафиму, Михаилу и Ѳеодору, рѣшивъ подъ ихъ молитвеннымъ покровомъ начать такъ давно пре́рванную бесѣду съ милыми друзьями. Кстати: Преп. Ѳеодоръ былъ выдающійся духоносецъ, воистину «богъ по благодати»: читая о немъ замѣчательное письмо Епископа Аммо́на къ Папѣ Александрійскому Ѳео́филу, испыты- ваешь не только величайшее благоговѣніе, а изумленіе и священный тре- петъ передъ этимъ «и́збраннымъ сосудомъ» [Дѣян. 9:15], вмѣщавшимъ
       
невыразимое обиліе благодати. Если Господь благословитъ, я когда-нибудь познакомлю васъ съ этимъ письмомъ Епископа Аммо́на, ярко рисующимъ чудный образъ избранника Божія. Кое-что вы уже знаете объ этомъ писаніи Аммона и Преподобномъ Ѳео́дорѣ изъ моего пятнадцатаго письма къ вамъ.
       Итакъ да почíетъ благословеніе трехъ Великихъ Отцовъ на нашей бесѣдѣ, которая, согласно моему обѣщанію, должна имѣть своимъ предметомъ то, что я назвалъ Святооте́чностью.
________________________________
       К
ому приходилось присутствовать при совершеніи такъ называемаго Чина Православія въ первую Недѣлю Великаго Поста, тотъ долженъ былъ услышать слѣдующіе велегла́сно изрека́емые слова, относящіеся къ нашей Православной Вѣрѣ: «Сія́ Вѣра Апостольская, сія́ Вѣра Оте́ческая, сія́ Вѣра Православная, сія́ Вѣра Вселенную утверди́».
       Итакъ, Вѣра Хрiстова именуется не только Вѣрой Апостольской, но и Вѣрой Оте́ческой. И это не напрасно. Есть много людей, которые стремятся замкнуть Вѣру Хрiстову Еνангеліемъ и Писаніями Апостольскими и этимъ исказить подлинный ликъ ея, исказить, истолко́вывая и слово Еνангельское, и слова́ Духоносныхъ Апостоловъ Хрiстовыхъ своимъ пло́тскимъ умомъ и отвергая благодатные толкованія Богоносныхъ Отцовъ нашихъ. Между тѣмъ для насъ, вѣрныхъ чадъ Церкви Хрiстовой, согласіе со Святыми Отцами совершенно необходимо, если мы хотимъ воистину не измѣнять Матери Церкви и не лишиться Ея благодатнаго покрова.
       Вселенскіе Соборы, когда нужно было составлять Вѣроопредѣле́нія, послѣ Священнаго Писанія всегда обращались къ Отеческому Ученію, дѣлали болѣе или менѣе обширные выписки изъ Отеческихъ Писаній и въ основаніе своихъ Вѣроопредѣле́ній всегда поставля́ли Отеческое Преданіе. Знакомые съ Дѣя́ніями Соборовъ знаютъ, что выраженія: «послѣ́дующе Божественнымъ Отце́мъ вси единогласно поуча́емъ», или: «по Ученію Святыхъ Отцевъ», или: «послѣ́дующіе Богоглаго́ливому Ученію Святыхъ Отцевъ» – эти выраженія – одни изъ самыхъ обычныхъ и употребительныхъ, какъ на Помѣстныхъ, такъ и на Вселенскихъ Соборахъ.
       Въ Дѣя́ніяхъ 3-го Вселенскаго Собора, созваннаго въ 431-мъ году для сужденія относительно ереси патріарха Несто́рія, мы читаемъ: «Да́бы нынѣшніе опредѣленія относительно Каѳоли́ческой Вѣры сохранили всегда́шнюю твердость, нужно, въ примѣръ потомству, оставить неизмѣннымъ и неприкоснове́ннымъ все то, что въ прежніе времена утверждено́ Святыми Отцами. Ибо, если кто хочетъ своимъ опредѣленіямъ относительно Каѳоли́ческой Вѣры сообщить всегда́шнюю твердость, то онъ долженъ подтверждать свое мнѣніе судомъ древнихъ Отцевъ, а не основываться на собственномъ авторитетѣ, да́бы такимъ образомъ видно было, что онъ, подтверждая свое мнѣніе опредѣленіями частію древнихъ, частію новѣ́йшихъ, утверждаетъ, проповѣдуетъ и соде́ржитъ единую Истину Церкви, храни́мую отъ начала до настоящаго времени въ простотѣ и чистотѣ, съ непоколебимою твердостію и достоинствомъ».
       Въ Дѣя́ніяхъ 5-го Вселенскаго Собора, созваннаго въ 553-мъ году, читаемъ такое исповѣданіе силы и значенія Святоотеческихъ писаній: «мы во всемъ слѣдуемъ Святымъ Отцамъ и Учителя́мъ Церкви, Аѳанасію, Ила́рію, Василію, Григорію Богослову, Григорію Ни́сскому, Амвросію, Аνгусти́ну, Ѳео́филу, Іоанну Константино́польскому, Кириллу, Льву, Про́клу, и пріе́млемъ все, что они изложили о Правой Вѣрѣ и объ осужденіи еретико́въ. Пріе́млемъ также и прочихъ Святыхъ Отцевъ, которые безукоризненно до конца жизни своей проповѣдывали Правую Вѣру въ Святой Церкви Божіей.
       Итакъ, поели́ку въ Святой Каѳоли́ческой и Апостольской Церкви Божіей должно́ быть сохраняемо и проповѣдуемо это Правое Исповѣ́даніе, то если кто-либо удаляетъ себя самого отъ него, му́дрствуя противное ему, такой человѣкъ, какъ удаляющій себя самого отъ Правой Вѣры и вступающій въ общеніе съ еретиками, справедливо осуждается и анаѳема́тствуется Святою Церковію Божіею».
       Согласно 19-му правилу 6-го Вселенскаго Собора, «Предстоя́тели Церкве́й должны по вся дни, наипа́че же во дни Воскресные, поуча́ти вѣсь клиръ и народъ словеса́мъ благочестія, избирая изъ Божественнаго Писанія разумѣ́нія и разсужденія Истины, и не преступа́я поло́женныхъ уже предѣловъ и Преда́нія Богоносныхъ Оте́цъ: и а́ще будетъ изслѣ́дуемо слово Писанія, то не и́нако да изъясня́ютъ о́ное, развѣ какъ изложили Свѣти́ла и Учи́тели Церкви въ своихъ писа́ніяхъ» [правило 19-е VI Вселенского Собора].
       А вотъ свидѣтельства, утверждающіе авторитетъ Святыхъ Отцовъ, идущіе отъ 7-го Вселенскаго Собора: «Въ десяти своихъ посланіяхъ ты, какъ и слѣдовало Императору-хрiстіанину, – читаемъ въ Посланіи Св. Григорія, Папы Римскаго, къ Императору Льву Исавря́нину, – давалъ доброе и благочестивое обѣщаніе постоянно соблюдать и хранить всѣ наставленія нашихъ Святыхъ Отцовъ и Учителей... Но ты отрекся отъ Святыхъ Отцевъ и Учителей нашихъ, хотя и далъ собственноручное письменное обѣщаніе повиноваться и слѣдовать имъ. Наше писаніе, нашъ свѣтъ и спасительная сила наша, это – Святые и Богоносные Отцы и Учители наши; объ этомъ засвидѣтельствовали намъ и шесть бывшихъ о Хрiстѣ Соборовъ, но ты не при́нялъ ихъ свидѣтельствъ». «Ѳео́доръ, Святѣйшій Епископъ Ми́рскій, сказалъ: «всѣ мы, слыша Ученіе Отцовъ нашихъ, умилились душею и оплакали прошедшіе годы; возблагодаримъ же Бога, что, благодаря Ученію Святыхъ Отцовъ, мы пришли въ познаніе Истины». Святѣ́йшій Патріархъ (Тара́сій) изрекъ: «стра́жи Каѳоли́ческой Церкви, Святые Отцы наши, постоянно бо́дрствующіе надъ мысленными стѣ́нами Ее, провозгласили (свое мнѣніе объ этомъ предметѣ). Они отогнали всякое нестроеніе и пустословіе и, сохранивши Ее неразсѣянною, прогнали всѣ полчища непріятелей и мечемъ Духа уничтожили какъ древніе ереси, такъ и заблужденіе новой лжи». «Святой Соборъ провозгласилъ: «да исправятъ насъ Ученія Богоглаго́ливыхъ Отцовъ. Почерпа́я изъ нихъ, мы напои́лись Истиною; слѣдуя имъ, мы прогнали ложь; бывъ нау́чены ими, мы съ любовію пріе́млемъ честны́я Иконы. Отцы проповѣдуютъ, а мы остаемся послушными чадами и хвалимся предъ лицемъ Матери Преданіемъ Каѳолической Церкви... Мы слѣдуемъ древнему законоположе́нію Каѳоли́ческой Церкви. Мы соблюдаемъ заповѣди Отцовъ».
       Святые Отцы наши, исполня́я Божественное повелѣніе Бога и Спасителя нашего Іисуса Хрiста, не скрывали подъ сосудомъ даро́ваннаго имъ (I. Хр.) свѣтильника Божественнаго знанія, но ставили его на подсвѣчникѣ са́маго полезнаго дѣла – учи́тельства, чтобы онъ свѣтилъ всѣмъ находящимся въ Дому́, то есть рожденнымъ въ Каѳоли́ческой Церкви, да́бы кто-либо изъ благочестиво исповѣдующихъ Господа не наткнулъ когда-либо своей ноги́ на камень еретическаго злословія. Они изгоняютъ всякое заблужденіе еретическое, а всякій гнилой членъ, если онъ заболѣетъ неизлѣчимо, отсѣкаютъ. Имѣя вѣ́ялку, они очищаютъ гумно́; при этомъ пшеницу, то есть, питательное слово, укрѣпляющее сердца́ человѣческіе, они складываютъ въ кладовой Каѳолической Церкви, а пле́велы еретическаго злословія, сожига́ютъ огнемъ неугасимымъ... Мы же, во всемъ держа́сь Ученія этихъ Богоносныхъ Отцевъ нашихъ, проповѣдуемъ это Ученіе еди́ными уста́ми и еди́нымъ сердцемъ, ничего не прибавляя и ничего не убавляя изъ того, что пре́дано намъ; а, напротивъ, утверждаемся и укрѣпляемся въ немъ».
       Въ согласіи со Святыми Вселенскими Соборами, Православная Церковь и теперь не перестае́тъ вмѣстѣ съ древними Церковными пѣснопи́сцами именовать Святыхъ Отцовъ самыми возвышенными, самыми многозначи́тельными именова́ніями: «Храмъ всесвѣ́телъ трисо́лнечныя зари́», «таи́нникъ неизрече́нныхъ» (Св. Василій Великій); «Свѣти́льниче многосвѣ́тлый Божественныя зари́», «исто́чниче Догма́товъ высокихъ», «цевни́це Боговеща́нная», Троицы оби́телище» (Св. Григорій Ни́сскій); «Трость скоропи́сца наостре́на Духомъ», «Православія наста́вниче», «Вселе́нныя свѣти́льниче», «Оте́ческаго Преда́нія Божественное сѣ́мя» (Св. Максимъ Исповѣдникъ); «Таи́нникъ Богови́дцевъ», «Богословія исто́чниче», «прему́дрости рѣко́», «струя́ Божественнаго ра́зума», «звѣздо́ свѣтлѣ́йшая», «благочестія побо́рниче», «нечестія прогони́телю», «столпъ Церкве», «таи́нникъ Тріνпоста́снаго Единонача́лія» (Св. Григорій Богословъ); «Мысленный свѣтильникъ всемірный», «храмъ Тро́ицы», «храмъ Духа», «Церкве основаніе незы́блемое» (Св. Ефремъ Си́ринъ); «Богодохнове́нный орга́нъ», «Догма́товъ пучи́на неисчерпа́емая», «умъ Небесный», «Хрiсто́вы уста́», «премудрости глубина́» (Св. Іоаннъ Златоу́стъ); «Орга́нъ Свята́го Духа», «пла́мень мо́лніи, попаля́ющій демоновъ полки́», (Св. Антоній Великій); «Столпѣ свѣта», «Богословія трубо́ злата́я» (Св. Аѳанасій Великій); «Проповѣдникъ Истинной и Непорочной Вѣры Хрiстовой» (Св. Макарій Великій); «О́ко благочестія», «Православія наставниче», «учи́телю благоче́стія и чистоты́», «свѣти́льниче Вселе́нныя« (Св. Левъ Великій); «Божественнаго сія́нія свѣтопріе́мникъ», «пѣснопи́сецъ и честны́й Богоглаго́льникъ», «Церкве Учитель», «враговъ сопротивобо́рецъ» (Св. Іоаннъ Дамаски́нъ) (взято изъ Мѣ́сячной Мине́и).
       Призывая насъ къ молитвѣ за Архипастырей и пастырей и вѣсь при́четъ Церковный, Святая Церковь влагаетъ въ наши уста слѣдующее прошеніе: «Спаси, Господи, и помилуй Святѣ́йшія Вселенскія Патріархи со всѣми благочестивыми Архіереи, и вѣсь освяще́нный чинъ и при́четъ Церковный, и даруй имъ цѣло, безмятежно, благовѣ́рно, право, по Преданію Святыхъ Апостолъ и Святыхъ Отецъ, на Вселенскихъ Соборахъ Духомъ Святымъ узаконенному, исправляти слово Твоея Истины» («Іерейскій молитвословъ», «Акаѳистъ Іисусу Сладчайшему», «Молитва ко Господу нашему Іисусу Хрiсту»).
       У меня подъ руками оказались давни́шніе краткіе выдержки изъ статьи, посвященной выясненію значенія Святыхъ Отцовъ и оправданію ихъ Вселенскаго авторитета. По недосмотру я не отмѣтилъ въ свое время ни заглавія статьи, ни имени ее автора. Если не измѣняетъ мнѣ память, статья принадлежитъ перу архимандрита Порфи́рія Успенскаго. Считаю умѣстнымъ предложить упомя́нутые выдержки вашему вниманію.
       «Спаситель, посылая Апостоловъ на проповѣдь, заповѣдалъ имъ возвѣща́ть Еνангеліе, но не возложилъ на нихъ обязанности написать такую полную Богословскую систему, которую бы не нужно было ни объяснять, ни дополнять никому изъ ихъ прее́мниковъ. Посему́ нельзя сказать, чтобы въ Писаніяхъ Апостольскихъ были прямые, ясные и полные отвѣты совершенно на всѣ вопросы, имѣющіе отношеніе къ дѣлу нашего спасенія. Отсюда слѣдуетъ, что въ дѣлѣ Религіи необходимо руководство Преданія; и при пособіи Писанія невозможно созидать догматы Вѣры на одномъ основаніи собственныхъ разсужденій и соображеній, безъ свидѣтельства Апостольскаго Преданія. А если такъ, то никто не могъ быть болѣе способенъ и ре́вностенъ въ охране́ніи чистоты Апостольскаго Преданія, какъ Святые Отцы».
       Эту мысль архим. Порфи́рій объясняетъ сперва со стороны болѣе внѣ́шней, со стороны историческихъ условій, которые способствовали Свв. Отцамъ быть наилучшими хранителями и истолкова́телями Хрiстовой Истины, а затѣмъ освѣщаетъ дѣло по существу, объясняя тѣ внутренніе данные Хрiстіанской жизни, которые дѣлаютъ Святыхъ Отцовъ всѣхъ вѣковъ единственными вѣрными блюстителями, истолкова́телями и выразителями Вѣчныхъ Истинъ Хрiстіанства.

       Близость Святыхъ Отцовъ къ Апостоламъ: «Вѣрному сохраненію и сообщенію другимъ по Преданію при́нятаго отъ Апостоловъ Ученія много могла содѣйствовать и одна близость Св. Отцовъ къ Апостоламъ по времени жизни. Мужи́ Апостольскіе были учениками и сотрудниками Свв. Апостоловъ. А Отцы втораго вѣка были учениками муже́й Апостольскихъ. Кому же послѣ сего лучше знать Тайны Вѣры съ постижи́мой ихъ стороны, какъ не симъ Отцамъ, ближайшимъ прее́мникамъ Апостоловъ? Здѣсь невольно приходятъ на память слова Св. Ирине́я: «Апостолы, если имѣли нѣ́кіе сокровенные Тайны, то особенно преподава́ли сіи́ Тайны тѣмъ, кому ввѣря́ли самые́ Церкви: и́бо будущихъ своихъ преемниковъ желали сдѣлать совершенными и во всѣмъ неукори́зненными». Затѣмъ и Отцы всѣхъ послѣдующихъ вѣковъ, по самому́ прее́мству Апостольскаго служенія, величайшую свою славу и честь поставля́ли не въ изобрѣтеніи своеобразныхъ воззрѣній на Ученіе Вѣры и Преданія, но въ точномъ сохраненіи всѣхъ тѣхъ постановленій и Преданій, которые сообщены́ имъ были ближайшими прее́мниками Апостоловъ, въ объясненіи Хрiстова Ученія изъ тѣхъ основаній и нача́лъ, какіе заключены́ въ пи́санномъ словѣ Божіемъ. При этомъ они не дозволяли себѣ безъ нужды и по произволу дѣлать измѣненія и въ тѣхъ учрежде́ніяхъ Церковныхъ, которые пре́даны древними уважаемыми пастырями Церкви въ примѣрѣ и практикѣ Церковной. «Кто отступаетъ отъ единоду́шнаго согласія Отцовъ, – говоритъ Блаженный Аνгусти́нъ, – тотъ отступаетъ отъ всей Церкви». «Всѣ, имѣющіе здравый смыслъ, – писалъ еще Св. Кириллъ Александрійскій, – стараются слѣдовать ученію Свв. Отцовъ».

       Образованіе Святыхъ Отцовъ: «Для вѣрности сохраненія и сообщенія другимъ преданнаго Апостолами Ученія нужно [вѣрнѣе: можетъ способствовать] и образованіе, и бо́льшая часть Свв. Отцовъ Церкви обладали всѣми возможными въ ихъ время средствами къ полному образованію и дѣйствительно имѣли такіе обширные свѣ́дѣнія въ наукахъ, что изумляли современниковъ. Св. Кли́ментъ Римскій, Св. Ипполи́тъ Портуа́нскій, Св. Григорій Двоесло́въ, Св. Павли́нъ Нола́нскій прежде призванія къ служенію Церковному были сенаторами; а этого званія никто [вѣрнѣе: рѣдко кто достигалъ] не могъ достигнуть безъ образованія. Св. Іусти́нъ Философъ не безъ причины, какъ извѣстно, почтенъ именемъ философа. Григорій Чудотворецъ имѣлъ такого учителя, обширности свѣдѣній котораго ра́вно удивлялись ученые во всѣ времена. Василій Великій, Григорій Богословъ, Златоу́стый, Блаженный Аνгусти́нъ и Блаженный Іерони́мъ получили образованіе въ лучшихъ училищахъ своего времени и съ ра́вною основательностью изучали всѣ преподава́емые въ ихъ время науки, такъ что заслужили высокіе похвалы́ и отъ такихъ наставниковъ, для которыхъ небезопасно было хвалить ихъ по самому́ различію религіозныхъ вѣрованій. Для Лива́нія, конечно, не было никакой выгоды льстить Василію Великому, между тѣмъ онъ не усомнился сказать о Василіи: «Это Гомеръ, это Платонъ, это Аристотель, который все знаетъ». И ко многимъ другимъ Отцамъ, какъ нельзя болѣе, идутъ слова Блаженнаго Іерони́ма: «не знаешь, чему болѣе дивиться въ нихъ: глубокому ли постиженію сло́ва Божія, или свѣ́тской учености».

       Святость жизни: Обращаясь затѣмъ къ тому, что было для дѣла и мысли Свв. Отцовъ опредѣляющимъ – къ ихъ Святости (благодатности), архим. Порфи́рій говоритъ: «Это такое пособіе въ дѣлѣ религіознаго знанія, которое часто замѣняетъ самыхъ лучшихъ талантливыхъ наставниковъ и надѣля́етъ съ избыткомъ такими свѣ́дѣніями, которыхъ во́все нельзя сыскать даже въ пресловутыхъ училищахъ современной мудрости. Не напрасно сказано: въ злохудо́жну ду́шу не вни́детъ прему́дрость (Прем. 1:4), и: чи́стіи се́рдцемъ Бо́га у́зрятъ (Мѳ. 5:8). Не напрасна вѣра, что усердною молитвою испра́шиваются всѣ дары́ благодати. Несомнѣнно, что Истина существенно открывается и познае́тся лишь тѣми, кто, поуча́ясь въ Законѣ Господнемъ день и ночь, сообразу́етъ съ нею всю свою жизнь, вплоть до готовности на самые тяжелые жертвы, что мы и находимъ у Отцовъ Церкви, нерѣдко полагавшихъ жизнь свою за опо́знанную Истину.
       Неоспоримо и то, что тайны духовной жизни, сладость сокровеннаго о Хрiстѣ подвижничества всего лучше можетъ изобразить тотъ, кто узналъ это собственнымъ опытомъ. И мудрые совѣты для борьбы со врагомъ спасенія или съ грѣховными помыслами, конечно, успѣшнѣе и надежнѣе могутъ препода́ть тѣ, которые много лѣтъ провели въ подвигахъ спасенія, чѣмъ тѣ, которые разсуждаютъ о семъ только по теоріи и которые во́все чужды́ заботливости объ искорененіи въ себѣ порочныхъ помысловъ и суетныхъ желаній. Поэтому даже не получившіе школьнаго образованія Свв. Отцы и Учители Церкви должны быть при́знаны наиболѣе надежными путеводителями къ Истинѣ и руководителями въ духовной жизни».

       Благодатные дарова́нія Свв. Отцовъ: «Въ связи со Святостью Отцовъ стоя́тъ ихъ сверхъестественные благодатные дарова́нія, которые представляютъ сильнѣ́йшее руча́тельство за ихъ способность вѣрно поня́ть и передать Богооткрове́нное Ученіе. Многіе изъ нихъ обладали даромъ прозорли́вости и предвѣ́дѣнія будущаго и силою чудотвореній; тѣмъ ме́нѣе возможно, чтобы они лишены́ были Духа премудрости и разума, какъ такого дара, который всего болѣе необходимъ былъ для защищенія Вѣры противъ дерзости, безстыдства и ухищреній враговъ Церкви. Сильнѣ́йшее подтвержденіе симъ словамъ можно находить въ извѣстныхъ всѣмъ свидѣтельствахъ древности о томъ, что нѣкоторые изъ Отцовъ были удостоены особыхъ благодатныхъ вразумленій и наставленій. Такъ Св. Григорій Чудотворецъ отъ сами́хъ Апостоловъ въ сонномъ видѣ́ніи удостоился получить Сνмволъ Вѣры, какъ надежнѣйшее пособіе для отличенія Истиннаго Апостольскаго Ученія отъ распространившихся въ это время лжеученій еретическихъ. Есть свидѣтельство очевидца, и, слѣдовательно, первостепе́ннаго свидѣтеля, и о томъ, что Преп. Антоній въ случаѣ недоумѣній о какомъ-нибудь мѣстѣ Писанія, обращался съ молитвой къ Богу и получалъ чудесное разрѣшеніе своихъ недоумѣній. Такъ, напримѣръ, когда братія его просила объяснить для нихъ какіе-то слова изъ Книги Леви́тъ, Антоній, по свидѣтельству Аммо́на, отошелъ на далекое отъ нихъ разстояніе и, ставъ на молитву, воззвалъ громкимъ голосомъ: «Боже! пошли Моνсея, и онъ объяснитъ мнѣ слова сіи́». Отвѣтомъ на это былъ голосъ, вразумившій его.
       Недаромъ, конечно, и Св. Ефрему Сирину усвоено было современниками названіе «Пророка Си́рскаго». О немъ было видѣ́ніе одному Старцу, что Ангелъ, блистающій Небеснымъ свѣтомъ, однажды вложилъ въ уста его Таинственную Книгу, сказавъ притомъ, что никто изъ извѣстныхъ Старцу Си́рскихъ подвижниковъ не былъ достоенъ приня́ть сей даръ, какъ Св. Ефремъ.
       Извѣстно еще сказаніе Св. Про́кла о видѣ́ніи Апостола Паνла при Златоу́стѣ, во время составленія имъ толкованій на Паνловы Посланія.
       Неоспоримо также и то, что діаконъ Петръ, другъ и сослужитель Св. Григорія Двоеслова, видѣлъ голубя, какъ бы внушающаго что-то Св. Григорію въ то время, какъ сей Святитель изъясня́лъ съ Церковной каѳедры Пророка Іезекіи́ля.
       Нельзя отвергнуть достовѣрности пе́реданнаго діакономъ Павли́номъ, жизнеописателемъ Св. Амвросія Медіола́нского, повѣствова́нія о томъ, что онъ видѣлъ огонь, исходящій изъ устъ Св. Амвросія при объясненіи 43-го Псалма.
       Такіе видѣнія должны, конечно, имѣть соотвѣтственный имъ таи́нственный смыслъ.
       Все это показываетъ, что Церковные пѣснотво́рцы въ Церковныхъ Канонахъ не безъ основанія именова́ли Свв. Отцовъ «Богоглаго́ливыми», «Богому́дрыми», «гу́слями Св. Духа» и даже «Богодухнове́нными». Такіе наименованія усво́ены были Отцамъ Церкви и на Вселенскихъ Соборахъ. Отцы Церкви силою своего живого и письменнаго слова обратили ко Хрiсту многіе тысячи душъ, а сего не могло бы быть, если бы благодать Св. Духа не была прису́ща ихъ слова́мъ.
       Озаренія Духа Божія особенно просвѣщали Свв. Отцовъ, по требованію нужды́, при борьбѣ со врагами спасительной Вѣры.
       Итакъ, съ увѣренностью можно сказать, что [Свв. Отцы], какъ Богопросвѣщенные учители Вѣры и благочестія, обладали исключительнымъ даромъ разумѣ́ть духъ Еνангельскаго Ученія».
       Эта ихъ Богопросвѣщенность, которую они обильно сообщали другимъ, ищущимъ спасенія, и, такимъ образомъ, раждали послѣднихъ къ Новой во Хрiстѣ Жизни, и давала имъ право именоваться Отцами. Великій Апостолъ язы́ковъ писалъ Кори́нѳянамъ: Хотя у васъ тысячи наставниковъ во Хрiстѣ, но не много отцовъ; я роди́лъ васъ во Хрiстѣ Іисусѣ благовѣствова́ніемъ (1 Кор. 4:15). Эти слова Апостола могли бы повторить и Свв. Отцы, обращаясь къ многочисленнымъ чадамъ своимъ духовнымъ, и не только къ тѣмъ, которыхъ они родили при жизни своей, но и къ тѣмъ, которые рождались по кончинѣ ихъ и рождаются досе́лѣ подъ могучимъ вліяніемъ благодатныхъ Писаній Оте́ческихъ и Таинственнаго молитвеннаго воздѣйствія, исходя́щаго изъ о́наго міра, куда преселились духи этихъ Праведниковъ, достигшихъ совершенства (Евр. 12:23).
       Вмѣстѣ съ Апостолами Святые Отцы являются какъ бы стержнемъ тѣла Церковнаго, и къ нимъ, какъ и къ Апостоламъ, относятся слѣдующіе глубокомысленные разсужденія Священному́ченика Меѳо́дія, Отца Церкви III-го вѣка.
       «Соверше́ннѣйшіе по степени преуспѣя́нія составляютъ какъ бы одно лицѣ́ и тѣло Церкви. И подлинно лучшіе и яснѣ́е усвоившіе Истину, какъ избавившіеся отъ плотски́хъ по́хотей чрезъ совершенное очищеніе и вѣру, дѣлаются Церковью и помощницею Хрiста, какъ бы дѣ́вою, по словамъ Апостола [2 Кор. 11:2], соединяясь съ Нимъ и уневѣ́щиваясь Ему, чтобы, приня́въ чистое и плодотворное сѣмя ученія, съ пользою содѣ́йствовать проповѣди для спасенія другихъ. А несовершенные и еще начинающіе спасительное ученіе возраста́ютъ и образу́ются, какъ бы въ материнскомъ чревѣ, отъ болѣе совершенныхъ, пока они, достигнувъ зрѣлости возрожденія, пріобрѣтутъ величіе и красоту добродѣтели, и потомъ по преуспѣя́ніи сами, сдѣлавшись Церковію, будутъ содѣ́йствовать рожденію и воспитанію другихъ дѣтей, во вмѣстилищѣ души, какъ бы въ утробѣ, непрело́жно осуществляя волю Слова».
       Эту мысль свою Св. Епископъ-Мученикъ поясняетъ примѣромъ Ап. Паνла: «Такъ слѣдуетъ разсуждать, – пишетъ онъ, – и о бывшемъ съ приснопа́мятнымъ Паνломъ. Когда онъ еще не былъ совершеннымъ во Хрiстѣ, то напередъ раждается и питается млеко́мъ отъ Ана́ніи, который проповѣдалъ ему и обновилъ его Крещеніемъ, какъ говорится въ Дѣя́ніяхъ (9:7-19). А когда онъ возмужалъ и благоустро́ился, достигнувъ духовнаго совершенства, и сдѣлался помощникомъ и невѣстою Слова, восприня́въ и возрасти́въ въ себѣ сѣмена́ Жизни, тогда, бывшій прежде младенцемъ, сталъ церковію и матерью, раждая и самъ увѣ́ровавшихъ чрезъ него во Хрiста, доко́лѣ въ нихъ не родился, изобразившись, Хрiстосъ: дѣти мои, – говоритъ онъ, – для которыхъ я снова въ мукахъ рожденія, доко́лѣ не изобразится въ васъ Хрiстосъ (Гал. 4:19).
       Итакъ, усоверши́вшіеся, по слову Священному́ченика Меѳо́дія, «дѣлаются церковью и помощницею Хрiста», «невѣстою Слова», составляютъ какъ бы «одно лицо и тѣло Церкви», – и «сдѣлавшись Церковью, содѣ́йствуютъ рожденію и воспитанію другихъ дѣтей».
       Эти глубокіе и для многихъ необычайные (а, можетъ быть, и странные) мысли Святаго Отца приводятъ насъ къ слѣдующимъ вопросамъ: 1) что такое представляетъ собою та церковь, которою дѣлаются Хрiстіане, «по́длинно лучшіе и яснѣ́е усвоившіе Истину»? Вѣдь и до этого соверши́тельного момента въ ихъ жизни они были членами Церкви, какъ и всѣ во Хрiста Крестившіеся? 2) какое мѣсто занимаютъ и какое значеніе имѣютъ въ дѣлѣ разумѣ́нія, утвержденія и распространенія Истины Хрiстовой прее́мники Апостоловъ, Предстоя́тели Церкви, кото́рыхъ, – по Слову Божію, – Духъ Святы́й поста́вилъ... пасти́ Це́рковь Го́спода и Бо́га? (Дѣян. 20:28) Какъ должны мы относиться къ нимъ въ поискахъ Церковной Истины? 3) Наконецъ, гдѣ и по какимъ признакамъ искать русло Церкви и какъ идти по этому руслу, чтобы не выпасть изъ него?
       Вопросы эти для насъ не но́вы. Они съ разныхъ сторонъ разсматривались и въ предыдущихъ письмахъ. Сейчасъ – лишь продолжается ихъ уясне́ніе. Что касается перваго вопроса, то я просилъ бы васъ вспомнить о томъ, что говорилось мною во второмъ и особенно въ пятомъ письмѣ относительно Церкви-Организма и церкви-организаціи. Если вы хорошо помните сказанное тамъ по этому предмету, то, можетъ быть, и не требуется дальнѣйшихъ разсужденій для уясненія смысла словъ Св. Меѳодія. Считаю, впрочемъ, не лишнимъ подѣлиться съ вами, мои дорогіе, нѣсколькими краткими выписками изъ моей записной книжки, могу́щими содѣйствовать бо́льшему углубленію и раскрытію вопроса. Вотъ что занесено было мною въ нее 21-23 Февраля: «Слѣдуетъ различать Церковь-Организмъ и церковь-организацію. Только къ Церкви-Организму примѣни́мы такіе именова́нія Церкви, какіе мы встрѣчаемъ въ Словѣ Божіемъ, напримѣръ: сла́вная, Свята́я, безпоро́чная (Еф. 1:4), не имѣ́ющая пятна́ или поро́ка (5:27), Жена́ А́гнца (Откр. 19:7; 21:9), Тѣ́ло Хрiсто́во (Еф. 1:23; Кол. 1:24 и др.), сто́лпъ и утвержде́ніе Истины (1 Тим. 3:15) и многіе другіе. Къ церкви-организаціи эти понятія неприложи́мы (или приложи́мы съ больши́ми ограниченіями) и законно приводятъ людей въ недоумѣніе и отвергаются ими.
       Церковь-Организмъ Одна и Та же во всѣ вѣка, и́бо она Вѣчна по Существу, а церковь-организація зависитъ отъ историческихъ условій своего существованія.
       Церковь-Организмъ – Чистая «Невѣста» Хрiстова, укра́шенная для Му́жа Своего́ (Откр. 21:2), а церковь-организація имѣетъ всѣ недостатки человѣческаго общества и носитъ всегда отпечатокъ не́мощей человѣческихъ.
       Въ Церковь-Организмъ не входитъ ничто нечистое, а въ церкви-организаціи пшеница и пле́велы растутъ рядомъ – и должны́ расти, по слову Господню, до скончанія вѣка сего [Мѳ. 13:24-30].
       Церковь-организація нерѣдко преслѣдуетъ Святыхъ Божіихъ, а Церковь-Организмъ воспринима́етъ ихъ въ Свою сердцевину. Насколько не совпадаютъ церковь-организація и Церковь-Организмъ, видно изъ множества примѣровъ: Св. Аѳанасія Великаго, Св. Іоанна Златоу́ста, Св. Максима Исповѣдника, Св. Григорія Пала́мы и др. Церковь-организація извергаетъ ихъ изъ своей среды, лишаетъ Епископскихъ каѳедръ и т.д., а въ Церковномъ Организмѣ они являются и вѣчно пребываютъ сла́внѣйшими членами.
       Если бы кто сказалъ, что гнали этихъ Святыхъ стоятелей за Истину Хрiстову еретики, а не Церковь, то на это слѣдуетъ замѣтить, что Златоу́ста, напримѣръ, явно преслѣдовала Православная Церковная организація. Но и въ другихъ вышеука́занныхъ случаяхъ – не сразу внѣ́шне опредѣлялось и явно отдѣлялось отъ ствола Православія еретическое общество: оно до времени являлось какъ законная Церковная организація, преслѣдовавшая однако Святыхъ членовъ Тѣла Хрiстова.
       Церковь-Организмъ есть «столпъ и утвержденіе Истины», а церковь-организація подвержена заблужденіямъ, преисполня́ется ереся́ми. И бываетъ, какъ это видно и изъ предыдущихъ писемъ, что малая часть церкви-организаціи удерживается при Церкви-Организмѣ, при Тѣлѣ Истины, а бо́льшая часть ее отщепляется, и Истина продолжаетъ жить въ меньшей части.
       Въ видимой церкви (организаціи) находятся, по словамъ Митрополита Московскаго Филарета, невидимое Тѣло Хрiстово, или невидимая Церковь, Церковь сла́вная, не иму́щая скве́рны, или́ поро́ка, или́ нѣ́что отъ таковы́хъ (Еф. 5:27), Которой вся сла́ва... вну́трь (Пс. 44:14) и Которой, поэтому, мы чисто и раздѣльно не видимъ... Облекающая же невидимую, видимая Церковь частью открываетъ чистоту невидимой, да́бы всѣ могли обрѣта́ть и Сію́, и соединяться съ Не́ю, частью сокрыва́етъ Ее славу».
       Къ Церкви видимой (организаціи) можно принадлежать внѣшне, а къ Тѣлу Хрiстову (Организму) – непремѣ́нно вну́тренне, и мѣра принадлежности, опредѣляемая мѣрою Святости, обусло́вливаетъ степень прича́стности человѣка Истинѣ – Хрiсту.
       Только въ тѣсномъ благодатномъ союзѣ съ Тѣломъ Хрiста, Который, по слову Преп. Исаака Си́рина, есть «полнота Истины», мы естественно становимся причастниками Истины, и чѣмъ тѣснѣ́е этотъ союзъ, тѣмъ яснѣ́е ощущается и открывается для Хрiстіанина Истина Церкви, иначе – Самъ Хрiстосъ, Вѣчная Истина и Жизнь.
       Такимъ образомъ, Церковь – Тѣло Хрiстово и Церковь – сто́лпъ и утвержде́ніе Истины, – сливаются въ живомъ духовномъ опытѣ: Хрiстосъ, возглавляющій Тѣло Церкви, бу́дучи Само́-Истиной, сообщаетъ Себя истиннымъ членамъ Своего Тѣла.
       Отсюда Религіозный авторитетъ отдѣльной личности покоится въ Православіи – на ее мистической связи съ тѣломъ Церкви: чѣмъ глубже и по́длиннѣе эта связь, тѣмъ сильнѣе и благонадежнѣе авторитетъ».
       Къ этимъ выпискамъ изъ записной книжки слѣдуетъ прибавить слѣдующее. Хотя въ земной жизни Хрiстіанскаго человѣчества церковь-организація и Церковь-Организмъ и являются нерѣдко противоположными другъ другу и какъ будто себя взаимно исключающими, однако въ дѣйствительности они неотдѣлимы другъ отъ друга: о нихъ можно сказать, что они неслія́нны и нераздѣ́льны. Ихъ неслія́нность видна, какъ показано было выше, изъ: а) неприложи́мости къ Церковной организаціи многихъ терминовъ, прилагаемыхъ Словомъ Божіимъ и Отцами къ Церкви-Организму, б) изъ отверженія организаціей многихъ почетнѣйшихъ членовъ Организма [выше указаны и другіе доказательства неслія́нности]. Съ другой стороны, о ихъ нераздѣльности свидѣтельствуетъ то обстоятельство, что достойнѣйшіе члены Тѣла Хрiстова, являющіеся стержнемъ Церкви, ядромъ Организма, всѣ вышли изъ Церковной организаціи, которой неуклонно держались всю свою жизнь, и отщепле́ніе отъ которой считали величайшимъ грѣхомъ, несчастіемъ и гибелью.
       Вотъ вамъ, мои дорогіе, отвѣтъ на первый поставленный нами вопросъ. Полагаю, что теперь ясно для васъ, о какой церкви говоритъ Св. Меѳодій, раскрывая свою мысль о усоверши́вшихся на пути Господнемъ, которые «дѣлаются Церковью».
       Второй вопросъ, возникшій при чтеніи ранѣе приведенныхъ словъ Св. Меѳодія, это – вопросъ о Іерархіи, о тѣхъ, кото́рыхъ Духъ Святы́й поста́вилъ... пасти́ Це́рковь Го́спода и Бо́га [Дѣян. 20:28]. Какое мѣсто они занимаютъ и какое значеніе имѣютъ въ Церкви, частне́е сказать – въ церкви-организаціи и въ Церкви-Организмѣ? Подобно всѣмъ Православнымъ Хрiстіанамъ, они непремѣ́нно принадлежатъ къ церкви-организаціи, даже больше – составляютъ въ извѣстномъ смыслѣ стержень ее; но это нисколько не обезпечиваетъ ихъ принадлежности къ Церкви-Организму. Что касается этой принадлежности, то она обезпечена имъ не больше, чѣмъ прочимъ членамъ Церковной организаціи: на иконахъ Страшнаго Суда духовные лица одними изъ первыхъ направляются въ область гееннскую. «Не мню многихъ во іере́яхъ спаса́ющихся, – изрекъ Златослове́сный учитель, – но множа́йшихъ погиба́ющихъ». Достаточно вспомнить о печальной роли Іерархіи въ дѣлѣ порожденія и распространенія ересе́й, чтобы не удивляться словамъ Св. Златоуста.
       Иначе обстоитъ дѣло по отношенію къ церкви-организаціи: здѣсь Іерархія является, какъ сказано, стержнемъ, безъ ко́его немыслима Церковь. А такъ какъ Церковь-Организмъ рождается, живетъ и возрастаетъ въ церкви-организаціи, то отсюда съ несомнѣнностью вытекаетъ безспорное, неизмѣри́мо-важное, можно сказать – абсолютное значеніе Іерархіи.
       Объ этомъ значеніи много, ярко и сильно говоритъ Священномученикъ Игнатій (†20 Дек. 106 г.), Епископъ Антіохійскій, ученикъ Св. Апостола Іоанна Богослова и слушатель Св. Апостола Петра. Онъ является первымъ по времени и авторите́тнѣйшимъ по своей близости къ Апостоламъ разъяснителемъ Церковнаго Ученія о Епископѣ, какъ вершинѣ Священнонача́лія и центрѣ Церковной организаціи [я не говорю о Діони́сіи Ареопаги́тѣ, съ именемъ котораго связывается замѣчательное сочиненіе «О Церковной Іерархіи», не говорю въ виду споровъ, которые досе́лѣ ведутся около Ареопаги́тскихъ писаній]. Уясненіе и установка Іерархи́ческаго начала въ Церкви – центральная, можно сказать, тема Посланій Св. Богоносца. Настойчивость и непререка́емость, съ которыми онъ развиваетъ эту тему, поистинѣ изумительны – и свидѣтельствуютъ о важности предмета, многоча́стно и многообра́зно трактуемаго славнымъ мужемъ Апостольскимъ.
       Можно было бы изложить въ нѣкоторой системѣ интересующіе насъ мысли Священномученика Игнатія, но я предпочитаю, чтобы эти сдѣлали вы сами, а я предложу ихъ вамъ въ томъ порядкѣ, въ какомъ они извлечены были мною изъ твореній Св. Игнатія, съ указаніемъ Посланій и главъ, откуда заи́мствованы цитаты. Начинаю съ Посланія къ Ефеся́намъ.

Comments Disabled:

Comments have been disabled for this post.

?

Log in