iером. Серафимъ РПЦЗ(В)

Го́споди Iису́се Хрiсте́, Сы́не и Сло́ве Бо́жiй, Богоро́дицы ра́ди, поми́луй мя.

Previous Entry Share Next Entry
«Обличенiе Церковной политики коммунизма» и «Почему Богъ наши прошенія отвергаетъ».
oseraphim
       Митрополитъ Анастасій – обличитель Церковной политики безбожнаго коммунизма (Рѣчь на Траурномъ Собраніи памяти покойнаго Первоіерарха въ Нью-Іоркѣ).
       Г
лубоко религіозный Рускій поэтъ В. А. Жуковскій написалъ одно замѣчательное короткое четырехстрочное стихотвореніе:

                         О милыхъ спутникахъ, которые нашъ свѣтъ
                         Своимъ сопутствіемъ для насъ животвори́ли,
                         Не говори съ тоской: ихъ нѣтъ!
                         Но съ благода́рностію: бы́ли.

       Исполнимъ этотъ духовный совѣтъ и мы сегодня, собравшіеся сюда, чтобы почтить память Великаго Святителя Земли Руской, Блаже́ннѣйшаго Митрополита Анаста́сія. Да смягчится и наша скорбь по почи́вшемъ глубокой искренней благодарностью Гос- поду за то, что сподобилъ насъ, недостойныхъ быть современни- ками такого Великаго мужа.   Мы имѣли радость видѣть его, слы-
       
шать его проповѣди, бесѣдовать съ нимъ, читать его произведенія. И теперь мы можемъ вновь перечитывать имъ написанное и понимать по новому высказанныя имъ мысли и чувства, потому что воистину его строчки написаны не въ ширину, а въ глубину.
       Въ сегодняшнемъ моемъ краткомъ сообщеніи мнѣ хочется обратить Ваше вниманіе на одинъ старый трудъ нашего почившаго Первосвятителя, написанный еще въ 1933 г., въ которомъ онъ является обличителемъ Церковной политики безбожнаго коммунизма.
       Мы достовѣрно знаемъ, что «Окружное Посланіе Собора Рускихъ заграничныхъ Архіереевъ Православной Руской паствѣ», въ Iюлѣ 1933 г., по предложенію Предсѣдателя Собора Блаженнѣйшаго Митрополита Антонія, – написано Архіепископомъ Анастасіемъ, и является отвѣтомъ на Посланіе Замѣстителя Мѣстоблюстителя Патріаршаго Престола – митрополита Сергія, отъ 23 Марта 1933 г.
       Впервые митрополитъ Сергій обратился къ зарубежнымъ Епископамъ и прочему духовенству въ Аνгустѣ 1927 г., съ предписаніемъ дать письменное обязательство «не допускать въ своей общественной и особенно въ Церковной дѣятельности ничего такого, что м.б. принято за выраженіе нелойяльности въ отношеніи Совѣтской власти», подъ угрозой, въ случаѣ неисполненія этого Указа, увольненія означенныхъ лицъ отъ должности и исключенія ихъ изъ состава клира Московской Патріархіи. Въ 1933 г. онъ рѣшилъ возобновить свое требованіе черезъ особое Посланіе отъ 23 Марта 1933 г., обращенное къ той части Рускаго Православнаго Зарубежья, которая канонически объединяется вокругъ Архіерейскаго Заграничнаго Сνнода.
       Посланіе митрополита Сергія было адресовано не непосредственно Сνноду, а на имя Святѣйшаго Патріарха Сербскаго Варнавы, въ которомъ митрополитъ Сергій надѣялся найти доброжелательнаго и безпристрастнаго посредника между нимъ и зарубежными Епископами, зная его истинно братское отношеніе къ Руской Православной Церкви.
       Вотъ на это-то Посланіе митр. Сергія и поручено было Архіерейскимъ Соборомъ Архіепископу Анастасію написать отвѣтъ. Отвѣтъ этотъ очень пространный: онъ занимаетъ 30 страницъ убористаго печатнаго текста.
       Ниже мы сжато прорефери́руемъ этотъ замѣчательный трудъ Владыки Анастасія, приведя изъ него наиболѣе яркія большія цитаты.
       «Призывъ митр. Сергія 1933 года – пишетъ Владыка Анастасій въ вышеуказанномъ Посланіи – въ своемъ существѣ остается тѣмъ же, чѣмъ онъ былъ въ 1927 г. и м.б. формулированъ словами: «кто съ Совѣтской властью, тотъ и съ Рускою Церковью; кто противъ первой, тотъ не м.б. и со второй». Такимъ образомъ связь съ Матерью Церковью должна осуществляться для насъ не иначе, какъ черезъ принятіе богоборческой власти, правящей нынѣ въ Росіи. Прежде, чѣмъ протянуть руку общенія митрополиту Сергію, мы должны простереть ее большевикамъ и получить отъ нихъ свидѣтельство своей политической благонадежности, безъ чего Земѣститель Мѣстоблюстителя не можетъ возстановить братскаго и каноническаго общенія съ нами...». «Только съ явнымъ насилиемъ надъ Истиной – пишетъ въ другомъ мѣстѣ дальше Вл. Анаста́сій, – можно утверждать, какъ это дѣлаетъ митрополитъ Сергій, будто зарубежные Епископы оставили свои епархіи не по причинѣ отъ нихъ независящей, а по своей доброй волѣ. Никто добровольно не обрекаетъ себя на изгнаніе, и́бо го́рекъ хлѣбъ послѣдняго; скорби во время бѣгства, по словамъ Св. Аѳанасія, часто мучительнѣе и ужаснѣе самой смерти. Всѣмъ извѣстна звѣрская жестокость большевиковъ, съ которой они устремились на Епископовъ и священниковъ, проявившихъ то или иное сочувствіе ихъ активнымъ противникамъ, и особенно на тѣхъ, жизнь которыхъ, по самому мѣсту службы ихъ была связана съ су́дьбами Добровольческой и другихъ, такъ называемыхъ, Бѣлыхъ Армій. Очутиться въ рукахъ совѣтскихъ палачей послѣ отступленія этихъ Армій и исхода ихъ изъ Росіи значило бы пережить больше, чѣмъ только варварское нашествіе. Многихъ изъ Епископовъ и прочихъ духовныхъ лицъ ожидалъ бы тогда несомненно   М у ч е н и ч е с к і й   В ѣ н е ц ъ, но это былъ бы только счастливый жребій для нихъ самихъ, но не для паствы, для которой они могли бы только усугубить ея страданія. Поэтому большинство изъ нихъ предпочло уклониться отъ опасности – путемъ бѣгства, которое   н и к о г д а   н е   з а п р е щ а л о с ь,   в ъ   п о д о б н ы х ъ   с л у ч а я х ъ   Ц е р к о в ь ю». И Владыка Анаста́сій проводитъ слѣдующіе поучительные примѣры. Такъ, Св. Кипріанъ Карѳагенскій разъяснилъ: «Уйти на время отъ опасности не составляетъ грѣха: гораздо хуже, оставаясь на мѣстѣ, сдѣлаться участникомъ отступничества»... «Великій столпъ Православія Святитель Аѳанасій Александрійскій, – напоминаетъ намъ Владыка Анаста́сій, – много разъ спасался бѣгствомъ отъ преслѣдованія аріа́нъ, оставляя свою паству; однако, когда онъ возвращался въ Александрію, народъ встрѣчалъ его, какъ тріумфатора. Въ отвѣтъ на обвиненія своихъ враговъ, укорявшихъ его за мнимое малодушіе, онъ написалъ свое знаменитое «Защити́тельное Слово», въ которомъ оправдываетъ свое бѣгство столь мудрыми и непререкаемыми до́водами, что они сохранили свою силу на всѣ вѣка»... «Бѣгство – говоритъ Св. Аѳанасій – служитъ великимъ обличеніемъ не   г о н и м ы м ъ,   а   г о н и т е л я м ъ». – «Бѣгство для Святыхъ было подвигомъ. Скончавшіеся въ бѣгствѣ не безславно умираютъ, но могутъ похвалиться мученичествомъ»...
       «Пастырь не долженъ самъ отдаваться въ руки враговъ, когда самъ Промыселъ указываетъ ему путь ко спасенію, и́бо это означало бы оказаться   н е б л а г о д а р н ы м ъ   предъ Господомъ, поступить противъ Его Заповѣдей и не согласова́ться съ примѣромъ Святыхъ»...
       «Рѣшительный протестъ – пишетъ дальше Владыка Анастасій – вы́раженный митрополитомъ Сергіемъ противъ существованія Зарубежнаго Церковнаго центра, представляется тѣмъ болѣе неожиданнымъ, что онъ самъ нѣ́когда находилъ въ принципѣ и возможнымъ и цѣлесообразнымъ образованіе подобнаго о́ргана – въ своемъ письмѣ зарубежнымъ Епископамъ отъ 30 Аνгуста (12 Сентября) 1926 г. Этотъ документъ имѣетъ для насъ особенную цѣну и авторитетъ потому, что въ немъ выражена несомнѣнно подлинная мысль и свободное рѣшеніе митрополита Сергія, не поддавшагося еще давленію грубой большевицкой руки. Объ этомъ свидѣтельствуетъ прежде всего самы́й тонъ его письма, вполнѣ искренній и доброжелательный въ отношеніи къ заграничнымъ его собратьямъ, чу́ждый угрозъ и изворотливой софисти́ческой документаціи, ко́имъ отравлены, къ сожалѣнію, всѣ послѣдующіе, исходящіе отъ него Акты»...
       «За это время не произошло, какъ извѣстно, никакихъ существенныхъ перемѣнъ ни въ порядкѣ сношеній зарубежного духовенства съ Московской Патріархіей, отъ которой оно по прежнему отдѣлено непроходимой преградой, ни въ характерѣ совѣтской власти, которая осталась вѣрна́ своему изначальному насильническому и грубо матеріалистическому существу. Измѣнилось, только, очевидно, отношеніе самого Замѣстителя Мѣстоблюстителя Патріаршаго Престола къ совѣтской власти, показателемъ котораго явилась его извѣстная Декларація отъ 16/29 Iюля 1927 г.»
       «Дѣйствуя по отношенію къ Церкви по системѣ Юліана Отступника – пишетъ далѣе Владыка Анаста́сій – Совѣтская власть не объявила открыто гоненія на Вѣру, но отня́въ у Церкви не только всѣ юридическія права́ въ государствѣ, но и почти всѣ возможности для осуществленія своей высокой миссіи среди человѣческаго общества, наложивъ руку на Ея Святыни и цѣлый рядъ стѣснительныхъ ограниченій на Ея священнослужителей, – Совѣты поставили Ее фактически на положеніе гонимой.
       При такихъ обстоятельствахъ Замѣститель Мѣстоблюстителя Патріаршаго Престола не только имѣлъ право, но даже былъ обязанъ выступить печальникомъ за Церковь передъ совѣтской властью, чтобы вывести Ее изъ столь тягостнаго безправнаго положенія. Но онъ не соблюлъ здѣсь до́лжнаго достоинства послѣдней; онъ связалъ Ее такимъ союзомъ съ безбожнымъ государствомъ, который лишилъ Ее внутренней свободы и вмѣстѣ отступилъ отъ правды, блюстителемъ которой долженъ быть Первоіера́рхъ Руской Церкви. Въ своей Деклараціи митрополитъ Сергій съ одной стороны оправдалъ совѣтскую власть во многихъ ея преступленіяхъ противъ Церкви и Религіи вообще, а съ другой, вопреки очевидной истинѣ, обвинилъ многихъ изъ достойныхъ Рускихъ Святителей и пастырей, сдѣлавшихся Исповѣдниками за Православную Истину, въ мнимыхъ контръ-революціонныхъ стремленіяхъ, и помрачилъ мученическій ореолъ всей Руской Церкви, при́знанной уже всѣмъ Хрiстіанскимъ міромъ. Уже одними этими словами онъ связалъ совѣсть Рускихъ людей и отнялъ у нихъ до извѣстной степени силу духовнаго сопротивленія противъ всерастлѣва́ющаго начала большевизма, которымъ на́сквозь проникнута совѣтская власть. Но митрополитъ Сергій пошелъ въ своей Деклараціи гораздо дальше. Онъ объявилъ эту власть Богода́нной наравнѣ со всякою другой законной Властью и потребовалъ отъ всѣхъ духовныхъ лицъ, къ какому бы чи́ну они не принадлежали, подчиненія Совѣтамъ не только «за страхъ, но и за совѣсть», т.-е. по внутреннему Хрiстіанскому убѣжденію. Извѣстно, что такого именно подчиненія требуютъ себѣ большевики. Они не довольствуются внѣшнимъ только и формальнымъ исполненіемъ гражданскихъ обязанностей, возложенныхъ государствомъ на своихъ подданныхъ, – они домогаются отъ всѣхъ внутренняго убѣжденнаго пріятія революціи, духовнаго сліянія съ ней. Митрополитъ Сергій и пошелъ навстрѣчу такому желанію Совѣтовъ, попытавшись наложитъ руку на самое свято́е святы́хъ человѣка – его совѣсть, и подчинить ее своему контролю. Свое незаконное требованіе онъ не задумалъ распространить даже на Епископовъ и клириковъ и другихъ Рускихъ людей, находящихся заграницей и не связанныхъ по́дданствомъ въ отношеніи совѣтской власти. Зная, что большинство Рускихъ Православныхъ людей не могутъ внутренне примириться съ самымъ фактомъ существованія совѣтской власти, какъ совершенно безбожной и глубоко безнравственной, а равно и съ практическими пріемами ея управленія, онъ постарался воздѣйствовать на нихъ непререкаемымъ авторитетомъ слова Божія и особенно часто ссылался на Апостольское повелѣніе повиноваться государственной власти, какъ Боже́ственному установле́нію, и́бо нѣсть вла́сть, а́ще не отъ Бо́га. (Рим. 13:1). Ввиду этого мы считаемъ долгомъ возстановить истинный смыслъ этихъ словъ, чтобы отнять всякій поводъ къ смущенію у Православныхъ людей, когда имъ указываютъ на столь рѣшительное свидѣтельство Апостола въ оправданіе мнимой законности совѣтской власти.
       По ученію Свв. Апостоловъ Петра и Паνла, – власть естъ орудіе Божественнаго міроправленія на Землѣ. Она установлена Свыше для того, чтобы поощрять добро (т.-е. охранять его и способствовать его развитію) и пресѣкать зло, пользуясь даннымъ ей мечемъ для устрашенія и наказанія злодѣевъ. Въ такомъ смыслѣ начальникъ называется Божьимъ слугой на Землѣ, страшнымъ для злыхъ людей, но благожелательнымъ для добродѣтельныхъ. Въ соотвѣтствіи со столь высокимъ назначеніемъ Власти ей слѣдуетъ повиноваться не только за страхъ, но и за совѣсть, т.-е. вполнѣ сознательно и свободно, ра́ди Го́спода, какъ говоритъ Св. Апостолъ Петръ (1 Посл. 2:13), т.-е. потому, что такъ угодно волѣ Божьей...
       Итакъ, по ясному и вполне опредѣленному ученію Свв. Апостоловъ, основанному несомнѣнно на повелѣніи Самого Хрiста Спасителя воздавать не только «Бо́жія Бо́гови», но и «ке́сарева Ке́сареви» (Мѳ. 22:21), – Хрiстіанинъ безусловно обязанъ повиноваться государственной власти вообще, однако, возможна фактически такая власть, съ подчиненіемъ которой не ми́рится Хрiстіанское сердце. Возможно ли ей повиноваться за совѣсть? Тутъ обыкновенно и пользуются словами Апостола Паνла: нѣсть вла́сть, а́ще не отъ Бо́га, су́щія же вла́сти отъ Бо́га учинены́ суть, чтобы доказать обязательность подчиненія всякому правительству, каково́ бы оно не было по источнику своего происхожденія и нравственному облику. На самомъ же дѣлѣ изъ нихъ нельзя дѣлатъ такого вывода, и́бо здѣсь говорится о само́мъ принципѣ Власти. Что именно въ такомъ чисто принципіальномъ смыслѣ воспринималъ всегда это мѣсто Посланія къ Римлянамъ разумъ Церкви, объ этомъ краснорѣчиво говорятъ изъясненія этихъ Апостольскихъ словъ, данные Златоу́стомъ и Ѳеодори́томъ... Власть, какъ Божественное установленіе, есть по существу своему   д о б р о,   но и какъ всякое другое Божье созданіе, обладающее свободной волей, она можетъ отступить отъ указаннаго ей назначенія и превратиться въ свою противоположность, т.-е. во зло... Если бы всякая власть признавалась Священной уже въ силу факта своего существованія, – Хрiстосъ Спаситель не назвалъ бы Ирода «лисомъ». А Церковь не обличала бы до сихъ поръ нечестивыхъ Государей, защищавшихъ   е р е с и   и гнавшихъ Православіе. Наконецъ, если судить о власти по признаку ея внѣшней силы, а не по внутреннимъ ея нравственнымъ достоинствамъ, то легко можно поклониться звѣрю, т.-е. антихрiсту, кото́раго прише́ствіе бу́детъ со вся́кою си́лою и зна́меніями и чудеса́ми ло́жными (2 Сол. 2, 9), кото́рому дана́ бу́детъ власть надъ вся́кимъ колѣ́номъ и наро́домъ, и язы́комъ и пле́менемъ и кото́рому покло́нятся всѣ живу́щіе на Землѣ́, кро́мѣ тѣхъ, имена́ кото́рыхъ запи́саны въ Кни́гѣ Жи́зни у А́гнца (Апок. 7-8).
       «Кажется сказано достаточно – заключаетъ свои соображенія Владыка Анастасій, – чтобы показать, что Рускій Народъ никакъ не можетъ быть обязанъ повиноваться за совѣсть т.н. совѣтской власти, извратившей самы́й идеалъ государственности и на́сквозь проникнутой духомъ богоборчества»...
       «Не взирая на все это, – пишетъ далѣе Владыка Анастасій, – нѣкоторые изъ защитниковъ митрополита Сергія доходятъ до такихъ крайностей, что готовы сплести ему   м у ч е н и ч е с к і й   вѣнецъ за то, что онъ, якобы, пожертвовалъ чистотою своего имени для спасенія Церкви (?). Говорить такъ, значитъ прежде всего, злоупотреблять словомъ «мученикъ». Мученикъ всегда подвизается за правду и идетъ къ ней чистыми и прямыми путями; какъ только онъ уклоняется въ «словеcа́ лука́вствія», сіяющій Вѣнецъ то́тчасъ меркнетъ на его главѣ. Церковь не нуждается въ такихъ жертвахъ, какія не отвѣчали бы Ея достоинству. Но если бы кто сказалъ, что мы живемъ въ исключительно тяжелое время, подобно которому быть можетъ, никогда еще не было въ исторіи Церкви, тому мы укажемъ на примѣръ современного намъ Святителя, котораго нынѣ Церковь ублажаетъ какъ доблестнаго страдальца за Истину. Это – въ Бо́зѣ почи́вшій Веніаминъ, Митрополитъ Петроградскій (разстрѣлянный большевиками). Когда онъ томился уже въ предсмертныхъ мукахъ и нѣкоторые изъ преданныхъ ему священниковъ, желая сохранить его для себя и для паствы, стали умолять его пощадить себя для Церкви и уми́лостивить совѣтскую власть исполненіемъ ея незаконныхъ требованій, т.-е. приступили къ нему съ тѣмъ самымъ искушеніемъ, въ сѣти котораго нынѣ впалъ Замѣститель Мѣстоблюстителя Патріаршаго Престола, – онъ отвѣтилъ имъ слѣдующими и поистинѣ золотыми словами: «странны разсужденія нѣкоторыхъ, быть можетъ и вѣрующихъ пастырей (разумѣю Платонова): «надо хранить живыя силы», т.-е. ихъ ради поступиться всѣмъ. Тогда ХРIСТОСЪ НА ЧТО? Не Платоновы, Веніамины и т.п. спасаютъ Церковь, а ХРIСТОСЪ. Та точка, на которую они пытаются встать, – погибель для Церкви. Надо себя не жалеть для Церкви, а не Церковью жертвовать ради себя». «Вотъ отвѣтъ, достойный Истиннаго Пастыря, которымъ отнынѣ всегда будетъ украшаться Руская Церковь...
       Совнѣ́ Церковь никогда не казалась менѣе организованной, какъ въ то время, когда Она скрывалась въ катакомбахъ. Однако оттуда Она покорила весь мір»...
       «...Печальное раздѣленіе, наблюдающееся нынѣ внутри Руской Церкви – неслучайно, – утверждаетъ Владыка Анастасій. – Это – порожденіе революціи, которая всегда ставитъ передъ сознаніемъ людей цѣлый рядъ принципіальныхъ вопросовъ и потому подобно мечу глубоко́ входитъ въ народный организмъ, разсѣкая его на части. Посколько Церковная жизнь связана съ общественной, это раздѣленіе проникаетъ и въ недра Церкви, надъ Которой сбываются слова Хрiста Спасителя: думаете ли вы, что я прише́лъ дать миръ Землѣ? Нѣтъ, говорю вамъ, но раздѣле́ніе, и́бо отнынѣ пятеро въ одномъ домѣ станутъ раздѣляться: трое противъ двухъ и двое противъ трехъ. Отецъ будетъ противъ сына и сынъ противъ отца, мать противъ дочери и дочь противъ матери, свекровь противъ невѣстки своей и невѣстка противъ свекрови своей (Лк. 12:51-53)...»
       «Мы не отзываемся (пишетъ Вл. Анастасій) на его (митрополита Сергія) призывъ къ возстановленію Каноническаго общенія съ нимъ не по недостатку миролюбія или Церковнаго послушанія, а по глубокимъ принципіальнымъ и при томъ не политическимъ, а чисто нравственнымъ и Церковнымъ основаніямъ.
       Если при самомъ появленіи большевизма, обѣщавшаго сказать какое то новое слово человѣчеству, можно было заблуждаться относительно его подлиннаго характера, то теперь когда онъ окончательно выявилъ свою внутреннюю сущность и обнажилъ свое наглое лицо, смѣю́щееся надъ всѣмъ Святымъ, что есть въ мірѣ, и когда онъ показалъ полную неспособность къ какому-либо измѣненію къ лучшему, но идетъ на го́ршѣе, переполняя мѣру своихъ беззаконій, – теперь, кажется, никто изъ людей, сохранившихъ здравый смыслъ и неповрежденную совѣсть, не возьметь на себя смѣлость защищать само ученіе и методы дѣйствій коммунистовъ и всего менѣе, конечно, этого можно ожидать отъ пастырей Церкви...»
       «...Только молчите – говоритъ намъ митрополитъ Сергій – и не   о б л и ч а й т е   Совѣтскую власть, и́бо это есть актъ   п о л и т и ч е с к і й».
       «Молчи, только одно тебѣ говорю – молчи», гнѣвно говорилъ нѣ́когда Грозный Царь Святителю Филиппу, считая его правдивыя обличительныя слова вмѣшательствомъ въ Свое Государево дѣло, но это не остановило дерзновеннаго Великаго Святителя, продолжавшаго осуждать его жестокость и защищать по́пранную имъ правду.
       Не можемъ послѣдовать призыву митрополита Сергія и мы, зарубежные Епископы. Въ тѣ дни, когда Хрiстосъ, почти́вшій насъ быть Его вѣрными и истинными свидѣтелями, борется съ антихрiстомъ, мы не только не можемъ быть на сторонѣ Его противниковъ, но даже просто оставаться нейтральными въ этой борьбѣ, и́бо здѣсь «молчаніемъ предается Богъ», по слову Св. Григорія Богослова. Если мы умолкнемъ передъ лицомъ большевиковъ, то тогда подлинно возопію́тъ камни. Мы были и остаемся поэтому непримиримыми въ отношеніи слугъ дiавола и не сложимъ по́днятаго противъ него оружія, которое одно прилично намъ, до тѣхъ поръ, пока не падетъ въ Росіи «престолъ сатаны» и она не Воскреснетъ къ новой жизни. Мы не боимся громко сказать объ этомъ вслухъ всему міру, принимая на себя полную отвѣтственность за свои слова. Для насъ нѣтъ никакого сомнѣнія въ томъ, что совѣтская власть разобьется о ту несокрушимую твердыню, на которую она направляетъ нынѣ свои главные удары. Вѣруемъ и исповѣдуемъ, что Церковь Хрiстова непобѣдима, и́бо непрело́жно обѣтованіе Ея Божественнаго Основанія: сози́жду Це́рковь Мою́ и врата́ а́да не одолѣ́ютъ Ее́ (Мѳ. 16:18)».
       Этими словами заканчивается Посланіе, составленное Владыкой Анаста́сіемъ въ 1933 г., т.-е. [82] года тому назадъ. Но какъ оно современно. Какъ оно нужно намъ, изнемогающимъ подъ гнетомъ окружающей насъ лжи, которая захватываетъ почти весь міръ, по причинѣ почти всеобщаго отступленія человѣчества отъ Хрiста и Его Единой Истинной Церкви.
       За [82] года, прошедшихъ со времени написанія Посланія до настоящаго времени – ничего существеннаго не измѣнилось ни въ характерѣ совѣтской[-федеральной, – прим] власти, ни въ характерѣ «совѣтской церкви». Произошли только   в н ѣ ш н і я   перемѣны и пришли   н о в ы я   лица. Въ 1943 г. митрополитъ Сергій сталъ патріархомъ. Срого каноническую оцѣнку избранія митрополита Сергія патріархомъ – дало́ Совѣщаніе 8 Рускихъ зарубежныхъ Архіереевъ, собравшихся въ Вѣнѣ 8/21 Октября 1943 г. подъ предсѣдательствомъ Митрополита Анастасія, указавшее незаконность выборовъ, ввиду нарушенія правилъ, установленныхъ на Всеросійскомъ Московскомъ Церковномъ Соборѣ 1917-1918 гг.
       15 Мая 1944 г. патріархъ Сергій скончался и его смѣнилъ патріархъ Алексѣй [нынѣ чекистъ Кириллъ Гундяевъ, – прим.]. Но сущность «совѣтской церкви» [т.-е. Московской лже-патрiархiи] осталась безъ перемѣнъ, какъ и сущность совѣтской власти. Поэтому, все, указанное Владыкой Анастасіемъ въ выше приведенномъ Посланіи – остается въ силѣ [и по нынѣ, – прим. 2016 г.].
       Хрiстіанства нѣтъ безъ Церкви. Истинная Церковь можетъ бытъ   т о л ь к о   одна. Спасеніе возможно   т о л ь к о   черезъ Церковь. «Кому Церковь не Мать, тому Богъ не Отецъ» (Св. Кипріанъ Карѳагенскій). Главная забота каждаго истиннаго хрiстіанина – найти Истинную Церковь Хрiстову и «жить въ Ней» (по словамъ Хомякова), а не только ходить въ церковь. Живущему въ Истинной Церкви – ничто не страшно, даже сама смерть. Претерпѣ́вшій до конца́ – спасе́тся. О концѣ міра сказано ясно и просто. Придетъ много волко́въ въ овечьей шкурѣ. Соблазнены́ будуть многіе,   б о л ь ш и н с т в о.   Многіе прежде вѣрные – соблазнятся и отпадутъ. Но съ другой стороны – придутъ съ Востока и Запада – новые вѣрующіе, которые были прежде невѣрующими. Во времена прихода самого антихрiста – многіе от страха «будутъ издыха́ть», многіе подчинятся, и только немногіе – останутся вѣрными. Этимъ послѣднимъ обѣщана чудесная защита и помощь. Имъ сказано: подними́те го́ловы ва́ши, потому́ что приближа́ется избавле́ніе ва́ше. Также данъ совѣтъ – «бѣжать въ горы». Значить будутъ какія-то горы, которыя скроютъ вѣрныхъ до конца. Вѣрующихъ же къ концу міровой исторіи будетъ все меньше и меньше и Сынъ Человѣ́ческій прише́дъ найде́тъ ли вѣ́ру на Землѣ́. Все это надо помнить, вѣрить обѣтованіямъ Спасителя и до конца не сомнѣваться, не смущаться. Да не смуща́ется се́рдце ва́ше; вѣ́руйте въ Бо́га и въ Меня́ вѣ́руйте, сказалъ Самъ Спаситель. Все возмо́жно вѣ́рующему. Но все возможно и все не страшно только тому, кто истинно, искренно и правильно вѣритъ Спасителю и до конца не сомнѣвается въ Его Завѣтахъ и исполняетъ ихъ, помяту́я   г л а в н ы й   изъ нихъ: быть въ ИСТИННОЙ ЦЕРКВИ ХРIСТОВОЙ.
       Вотъ почему и выступилъ еще въ 1933 г. Владыка Анастасій съ такой категорической рѣшимостью грознымъ обличителемъ Церковной политики безбожнаго коммунизма, способнаго соблазнить не только простыхъ людей, но и ученыхъ Епископовъ.
       Главная основная идея разобраннаго выше нами Посланія Владыки Анаста́сія заключается въ указаніи на ДОГМАТЪ О ЦЕРКВИ, КАКЪ НА САМЫЙ ВАЖНЫЙ ДОГМАТЪ ВЪ НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ВСЕОБЩЕЙ АПОСТАСÍИ.
       Спасеніе возможно только въ Истинной Единой Церкви, которую нужно найти. Не надо удивляться тому, что въ настоящее время имѣется много «Церквей», называемыхъ «юрисдикціями», въ которыхъ многіе лишь формально вѣрующіе хрiстіане не могутъ разабраться. Именно про такое время и сказано въ Еνангеліи: Тогда, е́сли кто скажеть вамъ – «вотъ здѣсь Хрiстосъ», или «тамъ», – не вѣрьте; и́бо возстануть лжехрiсты и лжепророки и даду́тъ великія знаме́нія и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избра́нныхъ.
       Удивляться надо не тому, что такъ много существуетъ нынче «раздѣленій» въ Церковной жизни, а тому, что все это предсказано Спасителемъ почти двѣ тысячи лѣтъ тому назадъ.
       И ДАНО САМИМЪ СПАСИТЕЛЕМЪ ЯСНОЕ УКАЗАНІЕ: ИЩИТЕ И ОБРЯЩЕТЕ. И ВСЯКІЙ ИЩУЩІЙ ИСКРЕННЕ, ЛЮБЯЩІЙ ИСТИНУ БОЛЬШЕ ЖИЗНИ СВОЕЙ – НЕПРЕМѢННО НАЙДЕТЪ ИСТИННУЮ ЦЕРКОВЬ. Профессоръ И. М. Андреевъ.
       Источникъ: «Лучъ свѣта». «Ученіе въ защиту Православной Вѣры, въ обличеніе атеизма и въ опроверже- ніе доктринъ невѣрія». Въ двухъ частяхъ: Часть вторая. // Собралъ, перепечаталъ и дополнилъ иллюстраціями Архимандритъ Пантелеи́монъ. – Изданіе второе. – Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго Монастыря, 1970 [1971]. – С. 203-211.

Почему Богъ одни прошенія наши пріе́млетъ, а другія отвергаетъ?
       У
дивляются нѣкоторые, что сыны́ Зеведе́овы ясно вы́сказали прошеніе свое предъ Тѣмъ, Кто испыту́етъ сокровенности се́рдца. Онъ дозволилъ имъ изре́чь прошеніе свое, чтобы научить всѣхъ просящихъ, въ молитвахъ своихъ не преступать мѣры, но соразмѣря́ть прошенія свои съ мѣрою своего убожества.
       Юность одно имѣетъ въ виду, а именно, что Богъ, по всемогуществу Своему, все можетъ сдѣлать; но не знаетъ, что во всемъ дѣйствуетъ Богъ премудро, хотя все для Него возможно, однакоже творитъ одно то́, чему   н у ж н о   совершиться.
       Неразумно просили ученики, – и Всевѣ́дущій сказалъ имъ: не вѣ́ста, чесо́ про́сита (Мѳ. 20:22). Онъ опечалилъ ихъ, желая показать, что и всякое неразумное прошеніе приноситъ огорченіе просящимъ; такой плодъ собираетъ душа, потому что просила неразумно.
       Прежде, не́жели ученики предложили прошеніе свое, Господь ободри́лъ ихъ вначалѣ словами, возбуждавшими въ нихъ радость, желая показать, что дверь Его отве́рста просящимъ Его пра́во. А какъ скоро объявили они прошеніе свое; – опечалилъ ихъ, желая показать, что дверь Его заключена́ для просящихъ лукаво.
       Если бы Господь нашъ, по Своему предвѣ́дѣнію, отринулъ молитву ихъ прежде, не́жели изречена́ была устами ихъ; то можно было бы подумать, что заключаеть Онъ дверь Свою молитвамъ нашимъ. Но теперь стало видно, что сами молящіеся заграждаютъ себѣ дверь, когда просятъ не какъ до́лжно.
       Не какъ до́лжно молится тотъ, кто въ одномъ дѣлѣ соединяетъ и излагаетъ множество другихъ дѣлъ. Погибаетъ дѣло его, какъ и дѣло сыно́въ Зеведе́евыхъ. Да не будетъ и съ нами того, чтобы погибло дѣло наше.
       Хотя бы кто и хотѣлъ, не въ состояніи будетъ исчи́слить всѣ тѣ предлоги, какіе придумываютъ и представляютъ люди: они идутъ все выше и выше, и въ стремленіи своемъ преступаютъ всякую мѣру, оставивъ стезю́ правую, идутъ не путемъ. И если бы кто въ состояніи былъ изобразить сіе́; то могъ бы онъ и море измѣрить горстію.
       Мудрый Врачъ видитъ, что ядъ высокомѣрія начинаетъ разливаться въ сына́хъ Зеведе́евыхъ, и поспѣша́етъ остановить его дѣйствіе, чтобы не распространился онъ на все тѣло, то-есть на всѣхъ двѣнадцать учениковъ Его, чтобы и они также не отважились на всякія прошенія. Врачъ пресѣкаетъ причину болѣзни, заграждаетъ вредоносный источникъ.
       И ты, намѣ́реваясь просить, прежде не́жели прибѣ́гнешь къ Подателю, разсмотри прошеніе свое, чи́сто ли оно, внимательно вникни въ причину, побуждающую къ прошенію. Если побужденіе, по которому просимъ, влечетъ за собою вредъ; то Уврачева́вшій сыно́въ Зеведе́евыхъ да заградитъ источники нашихъ прошеній.
       Всякій, кто проситъ, долженъ уподобляться Подателю. Онъ можетъ дать намъ все; но не даетъ того, что – пагубно. Онъ всегда можетъ простить грѣхи, но не прощаетъ иногда по правдѣ Своей; Онъ всегда можетъ отказать въ милости; но не попускаетъ сего иногда благость Его.
       Страхъ и любовь стоя́тъ на стражѣ устъ – сего источника словъ. Страхъ останавливаетъ слова срамны́я; любовь изводитъ слова́ досточе́стныя. Уста могли бы не произнести добраго слова, но сего не допуститъ любовь; могли бы извести́ слово лукавое, но сего не допуститъ страхъ правды.
       Уста, изъ которыхъ выходитъ и доброе и лукавое, – необу́зданный конь; поэтому нужна для нихъ узда́; иначе стремленіе ихъ увлечетъ въ пропасть; потому что путь ихъ среди про́пастей. Только при тщательныхъ предосторожностяхъ могутъ они, даже и днемъ, совершать путь свой безъ преткновеній и паденій.
       Всѣ прошенія наши восходятъ къ Единому Богу: единый слухъ невидимаго Величія внима́етъ прошеніямъ нашимъ, и различаетъ ихъ. Если просимъ полезнаго, – пріе́млетъ прошеніе; если вреднаго, – отвергаетъ. Уста могутъ просить всего; но Богъ исполняетъ только то, что – полезно.
       Всѣ прошенія, приноси́мыя Божеству вѣрою, пріе́млются Имъ изъ рукъ ея́. Обѣты и дары́, приносимые руками ея́, вожделѣ́нны Богу. Божественное величіе желаетъ получить плоды́ изъ рукъ вѣры; потому что она сердце просящаго очищаетъ отъ безобразія сомнѣній ума.
       Прошенія устъ, если корень ихъ твердо насажде́нъ въ сердцѣ, собираются въ Божіе точи́ло. Если же Богъ медлитъ исполнить ихъ, – не до́лжно скорбѣть намъ, какъ и вертогра́дарь не сѣ́туетъ, но ждетъ, пока созрѣетъ въ виноградникѣ его плодъ, даю́щій жизнь во время свое.
       Благíй Податель смотритъ и на прошеніе, и на время. Какъ плодъ, снятый прежде времени, вреденъ: такъ и даръ, не во время данный, причиняетъ вредъ; а въ послѣдствіи онъ же полезенъ. Если прошеніе – неблаговременно; то Податель медлитъ исполнить его.
       Податель премудръ. Онъ смотритъ на прошеніе и на время, и, если видитъ, что прошеніе въ настоящее время безполезно, будетъ же полезно въ послѣдствіи, блюде́тъ исполненіе его до другаго времени. Хотя и прискорбно просящему, что не исполнилось прошеніе его въ то же время; но Податель въ свое время утѣшитъ его пользою.
       Божество для насъ то же, что для дѣ́тища матерь, питающая его млеко́мъ. Она до извѣстнаго времени сберегаетъ свои пособія; знаетъ, когда лишить дѣ́тище млека́, и когда до́лжно напитать его млеко́мъ, или когда накормить хлѣбомъ; и сообра́зно съ мѣрою его возраста, предлагаетъ ему свои пособія.
       Правда для всѣхъ прошеній то же, что на морѣ пристань. Справедливое прошеніе она пріе́млетъ, а несправедливому не даетъ въ себѣ мѣста. Если бы исполнялись всѣ прошенія; то произошло бы пагубное неустройство; потому что просящіе стали бы своими прошеніями вредить другъ другу.
       Хвала – Тому, Кто слышитъ все! Его правда – горни́ло для всѣхъ прошеній. Одобряетъ она прошеніе истинное, потому что въ немъ сокры́та жизнь для просящихъ; осуждаетъ прошеніе лживое, потому что въ немъ таится смерть для просящаго. Невѣ́дѣніемъ прикра́шивается всякое прошеніе въ устахъ; но Всевѣ́дущій испыту́етъ его слухомъ Своимъ.
       Заблужденіе въ устахъ Си́мона представляло прекраснымъ ска́занное имъ слово: Го́споди, не и́мать бы́ти Тебѣ́ сіе́ (Мѳ. 16:22). Си́монъ не разумѣлъ, что слово его лживо. Но какъ скоро вошло оно въ слухъ Господа, какъ въ горни́ло, – то́тчасъ обличилось, что оно противно Господу.
       Посему, прошенія наши предоставимъ волѣ Истиннаго и Милосердаго. Онъ правдою Своею искушаетъ и отвергаетъ прошенія для насъ вредныя, и, по милосердію Своему, исполняетъ прошенія полезныя. Возблагодаримъ Благаго за то, что даетъ Онъ, и покло́нимся Правосудному за то, въ чемъ отказываетъ.
       Онъ – такой Пода́тель, у Котораго сокровищница – обильный источникъ благъ, и Который никогда не отказываетъ въ дара́хъ. Если же и отказываетъ иногда до времени, – отказываетъ для того, чтобы даръ сталъ драгоцѣ́ннѣе для пріе́млющихъ, и чтобы пріе́млющій былъ приле́жнѣе въ молитвѣ. Если бы даръ подаваемъ былъ то́тчасъ; то прекратилась бы молитва.
       Источникъ: «Творенія и́же во Святыхъ Отца нашего Ефрема Сирина». Часть 5-я.Изданіе четвертое. – Сергіевъ Посадъ: Свято-Троицкая Сергіева Лавра. Собственная тνпографія, 1900. – С. 175-179.

Comments Disabled:

Comments have been disabled for this post.

?

Log in